Курды — один из древнейших народов Передней Азии. Согласно этнолингвистическим исследованиям, курды принадлежат к индоевропейской семье народов, близких к иранской группе. Согласно историческим исследованиям, это автохтонный народ, своими корнями восходящий к древним мидийцам. Часть древних курдов после многочисленных завоеваний империи Ахеменидов подверглись иранизации, а другая часть позже, в составе Османской империи, — тюркизации. Миграция древних курдов на территорию Армянского нагорья и в Месопотамию началась после разрушительных нашествий монголов и тюркских завоевателей, в результате которых этот народ оказался разбросанным по всему Ближнему и Среднему Востоку, а также Кавказу.
В наши дни курды компактно населяют историческую область Курдистан на юго-западе Азиатского континента, которая занимает смежные территории юго-восточной Турции, северного Ирака и северной Сирии, а также часть территории Ирана. Курды составляют крупнейшее национальное меньшинство в трех из названных стран за исключением Ирана, где они как национальное меньшинство по численности уступают азербайджанцам.
Что касается названия "Курдистан", то оно относится не к государству, а к этнической территории, на которой курды составляют абсолютное или относительное большинство населения.
Официальных переписей курдов не проводилось. По разным данным, она колеблется от 20 до 40 миллионов человек во всем мире. В Турции их численность оценивается в 15 миллионов человек, в Ираке — 7 миллионов, в Иране — 3,5 миллиона человек, в Сирии — 1,8 миллиона человек.
По имеющимся данным, на территориях государств постсоветского пространства живут около 200 тысяч курдов.
Этнический Курдистан (курдские ареалы Ирака, Турции, Ирана и Сирии) на протяжении XX века и в начале ХХI века постоянно находился в состоянии нестабильности в связи с отсутствием курдского государства или хотя бы полноправных курдских автономий. На протяжении длительного исторического периода курды вели борьбу за свое самоопределение.
Во всех четырех странах были созданы и действуют политические партии, в той или иной форме выдвигающие требования о предоставлении им автономии или независимости. Среди них можно назвать Демократическую партию Курдистана, Патриотический союз Курдистана в Ираке, Демократическую партию Курдистана, Курдский демократический союз в Сирии, Рабочую партию Курдистана (РПК), "Народные силы самообороны" (НСС), Демократическую партию народов (ДПН) в Турции и др.
К настоящему времени курдам не только не удалось создать самостоятельного государства, но и добиться сколько-нибудь серьезного признания своих национальных прав и свобод в большинстве стран их компактного проживания, за исключением современного Ирака.
После обретения Ираком полного суверенитета в 1960-х годах ХХ века движение иракских курдов за расширение своих прав и свобод получило новый импульс и трансформировалось в требование о предоставлении политической и экономической самостоятельности. Наиболее активно действовала созданная Мустафой Барзани Демократическая партия Курдистана (ДПК), которая в ответ на массированные бомбардировки и обстрелы Курдистана иракскими войсками была вынуждена сформировать силы самообороны и перейти к тактике организованной вооруженной борьбы с центральным иракским правительством.
Под угрозой дальнейшего расширения зоны нестабильности, ставившей по существу под вопрос сохранение Ирака как единого государства, Багдад был вынужден пойти на прямые переговоры с курдами, которые завершились подписанием в 1970 году Декларации о предоставлении Иракскому Курдистану автономии в рамках Иракской Республики. Она предусматривала, в частности: создание Курдского автономного района (КАР); официальное признание курдского языка и возможность обучения на нем местного населения; предоставление курдам равных прав при поступлении на государственную службу и в армию; право курдов самостоятельно осуществлять правоохранительные функции на территории КАР; пропорциональное представительство курдов в парламенте Ирака.
Однако на практике автономией фактически управляли присланные из Багдада чиновники и местные коллаборационисты. Враждебность правящих кругов Ирака к курдам особенно явно стала проявляться после установления в стране единоличной диктатуры Саддама Хусейна, провозглашенного в 1979 году президентом. В 1980-х годах, воспользовавшись войной с Ираном, режим Саддама Хусейна свел на нет все уступки, которые он прежде вынужденно сделал курдам. Автономный район стал полностью подвластным Багдаду. В марте 1988 году он организовал газовую атаку иракских ВВС на курдский город Халабджу, в результате которой, согласно неподтвержденным данным, погибли свыше пяти тысяч мирных жителей. Химическое оружие с целью устрашения курдов применялось и в других местах.
Этапным событием для иракских курдов стало военное поражение Ирака весной 1991 года в ходе операции вооруженных сил США "Буря в пустыне". Созданная по решению Совета Безопасности ООН в апреле 1991 года, так называемая, "зона безопасности" на севере Ирака защитила иракских курдов от новой волны репрессий со стороны режима Саддама Хусейна.
Особую значимость Иракский Курдистан приобрел после свержения режима Хусейна в 2003 году, когда начался сложный процесс строительства нового иракского государства.
15 октября 2005 года была одобрена постоянная Конституция Ирака, закрепляющая идею федеративного устройства иракского государства, статуса Иракского Курдистана как субъекта федерации, права курдов и других этнических групп.
Курдские власти за это время неоднократно поднимали вопрос о независимости. В июне 2017 года они объявили, что проведут референдум об отделении от Ирака 25 сентября. В поддержку территориальной целостности Ирака выступили США, Германия, Турция, Иран и ряд других стран.
Глава МИД России Сергей Лавров считает, что реализация планов Иракского Курдистана провести референдум о независимости должна идти в рамках международного права.
В Турции борьба курдов за независимость заметно активизировалась в 1960-1970-х годах. В стране с самого начала проводилась политика непризнания самого существования курдского этноса с вытекающими отсюда запретами в области языка, культуры, образования, СМИ. К началу 1980-х годов курдские легальные и нелегальные организации, число которых все время возрастало, усилили антиправительственную агитацию и перешли к насильственным действиям. Наибольшую известность приобрела Рабочая партия Курдистана (РПК), основанная Абдуллой Оджаланом в 1978 году. В 1984 году партия открыто начала повстанческую борьбу против турецких властей и карательных органов в Восточной Анатолии. С тех пор Турецкий Курдистан превратился в постоянный очаг напряженности на Ближнем Востоке.
Регулярно совершались нападения на полицейские участки, жандармские посты, военные базы. Активисты РПК развернули широкую агитацию среди курдской диаспоры в Европе.
Очередной виток вооруженного конфликта с РПК в Турции начался в июле 2015 года. В результате нападений курдских повстанцев погибли более 900 военных и полицейских, а также более 300 гражданских. По данным министерства обороны Турции, за этот период силы безопасности нейтрализовали более 10 тысяч членов РПК
В Иране борьбу за свои автономные права и свободы иранские курды ведут с середины XIX века. Иногда им удавалось победить, но победы оказывались временными. Так случилось, например, в 1946 году, когда при поддержке СССР на территории Иранского Курдистана была провозглашена Мехабадская республика, просуществовавшая почти год. После этого многочисленные курдские вооруженные выступления в Иране заканчивались поражениями и часто приводили к расколу внутри курдского движения.
В последние годы курдским партиям удалось преодолеть имеющиеся между ними противоречия и выработать единую программу действий. Политические партии и движения иранских курдов выдвигают требования о равных с персами политических, социальных и культурных прав, прекращение дискриминации по национальному признаку, а также возможность образования курдской автономии с широкими полномочиями по типу автономии Иракского Курдистана.
Хотя большинство курдских групп отказались от вооруженной борьбы против Исламской Республики Иран и добиваются своих прав политическим путем, Тегеран до сих пор считает курдские районы военной зоной и накапливает там силы безопасности и военное присутствие. Репрессии в отношении участников курдского движения не прекращаются. СМИ время от времени сообщают об арестах и казнях курдских активистов.
В Сирии с момента образования Сирийской Арабской Республики курды находились в бесправном положении: их изгоняли с родных земель, подвергали насильственной языковой и культурной ассимиляции, лишали права на частную собственность, ограничили в политических и экономических правах.
С началом сирийского кризиса курдские лидеры объявили о своем нейтралитете и отказались принимать участие в вооруженном противостоянии на чьей-либо стороне и взяли курс на автономизацию районов своего компактного проживания.
В июле 2012 года жители города Кобани провозгласили самоуправление. Примеру Кобани последовали жители других городов и районов северной Сирии: Африн, Сарекание (арабское название "Рас-эль-Айн"), Дирбесие, Амуда, Дерик (арабское — Эль-Маликия), Гирке-Ляге (аль-Маабадах), Тырбеспие (арабское — Аль-Кахтания) и Телль-Тамир. Функции по обороне провозгласивших самоуправление районов возложили на себя сформированные ополченцами Отряды народной самообороны (YPG) и Женские отряды самообороны (YPJ), в ряды которых вошли не только курды, но и представители других национальностей.
К началу 2014 года были заложены все основы для формирования и успешного функционирования органов законодательной, исполнительной и судебной власти в курдских административных районах Сирии.
В марте 2016 года курды заявили о создании на севере Сирии автономного региона со своим правительством, парламентом, правоохранительными органами.
Власти Сирии назвали незаконным объявление сирийскими курдами о создании федеративного региона на севере страны. В Москве также заявили, что не считают возможным решать вопрос о форме государственного устройства Сирии в одностороннем порядке.
Сирийские курды также не исключают создание в будущем независимого Курдистана на территории Сирии и Ирака.