"Яндекс" — российская IT-компания, владеющая одноименной системой поиска в интернете и интернет-порталом.
История компании началась в конце 1980-х годов с разработки поисковых технологий в компании "Аркадия", которая затем вошла в состав CompTek. Разработчики создали несколько поисковых программ, в том числе Международный классификатор изобретений и поиск по Библии, который учитывал морфологию русского языка. В 1993 году была запущена новая версия поисковой программы, которой было дано название Yandex — сокращенное от yet another indexer ("еще один индексатор").
Официальный день рождения поисковой системы Yandex.ru — 23 сентября 1997 года. В этот день система была анонсирована на выставке Softool в Москве. "Яндекс" образца 1997 года учитывал морфологию русского языка, расстояние между словами и умел ранжировать документы в соответствии с их релевантностью заданному запросу.
В 1998 году на Yandex.ru впервые появилась контекстная реклама — реклама, соответствующая запросу пользователя. При этом способе показа рекламу видит только ее целевая аудитория. Контекстная реклама стала одним из дополнительных ответов на вопросы пользователей, а в последующем — основной бизнес-моделью компании.
Компания "Яндекс" была образована в 2000 году. Ее учредителями стали акционеры CompTek. Компания ru-Net Holdings инвестировала в "Яндекс" более пяти миллионов долларов, ее доля составила около 35%. В число акционеров вошли также менеджеры "Яндекса" и ведущие разработчики поисковой системы. Генеральным директором компании стал Аркадий Волож.
В 2001 году был запущен "Яндекс.Директ". Это система автоматического размещения контекстной рекламы. С ее помощью любой человек может напрямую, без посредников, разместить на "Яндексе" свою рекламу. За первый год существования службы рекламу разместили 2500 рекламодателей.
Уже в 2002 году компания стала самоокупаемой. Были открыты "Яндекс.Картинки" и "Яндекс.Маркет", была запущена платежная система "Яндекс.Деньги".
В 2004 году был открыт специализированный сервис, позволяющий находить мнения пользователей интернета, высказанные в блогах и форумах. В том же году поисковик в ответ на запросы пользователей, искавших городской адрес или название населенного пункта, начал выдавать фрагмент карты. В 2006 году географический сервис "Яндекс.Карты" дополнился данными о загруженности автомобильных дорог в Москве и Подмосковье, а потом во всех городах России, Украины, в также в Минске (Белоруссия) и Стамбуле (Турция). В рамках развития сервиса в 2008 году "Яндекс" купил ИА "СМИлинк" (компанию, занимавшуюся обработкой и предоставлением информации о пробках на дорогах России), а в 2010 году — "ГИС технологии" (компанию, разрабатывавшую картографическое программное обеспечение).
В 2005 году компания вышла за пределы России, открыв представительство в Украине. В 2006 году был открыт первый удаленный офис разработки — в Санкт-Петербурге. На данный момент у "Яндекса" есть отделения в России (Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Новосибирск, Казань, Ростов-на-Дону, Нижний Новгород, Симферополь), Белоруссии (Минск), Казахстане (Алматы), Турции (Стамбул), Германии (Берлин), Швейцарии (Люцерн), Нидерландах (Амстердам) и Китае (Шанхай). Среди них — и офисы разработки, и офисы продаж, и офисы, отвечающие за локализацию продуктов. Также у компании были офисы в Киеве и Одессе, однако 1 июня 2017 года они были закрыты из-за введения властями Украины санкций против "Яндекса".
В 2007 году "Яндекс" открыл Школу анализа данных — бесплатные двухгодичные курсы, которые готовят специалистов в области обработки и анализа данных и извлечения информации из интернета. В 2009 году компания внедрила новый метод машинного обучения Матрикснет, благодаря чему стало возможным учитывать при поиске в разы больше факторов и их комбинаций. Появился сервис, отражающий эффективность рекламы "Метрика", были запущены "Яндекс.Фотки" и "Я.ру".
В августе 2008 года компания объявила о изменении логотипа, название "Яndex" было заменено на "Яндекс". Были запущены сервисы "Яндекс.Авто", "Яндекс.Расписания" и "Яндекс.Видео".
В 2010 году появились новые сервисы: "Музыка", "Недвижимость", "Работа" и "Услуги".
В мае 2011 года компания провела первичное размещение акций на Нью-Йоркской бирже NASDAQ. Акции продаются под тикером YNDX. Появился сервис "Яндекс.Перевод", запущены мобильные приложения "Поиск", "Почта","Яндекс.Деньги", "Маркет" и "Яндекс.Такси" (веб-версия появилась в 2012 году).
В 2012 году компания выпустила браузер собственной разработки, также были запущены "Яндекс.Диск" и "Навигатор".
18 июня 2013 года "Яндекс" выпустил мобильный браузер для iPad и смартфонов на базе Android.
В 2014 году начала работать фабрика данных Yandex Data Factory, предоставляющая компаниям услуги по обработке больших объемов информации при помощи специальных технологий. Появились сервисы "Яндекс.Город" (поиск организаций), "Яндекс.Мастер" (решение бытовых проблем) и "Яндекс.Транспорт". В этот же год, совместно с национальным исследовательским университетом "Высшая школа экономики", был открыт факультет компьютерных наук, готовящий специалистов по направлениям "Прикладная математика и информатика" и "Программная инженерия".
В 2015 году была разработана технология прогноза погоды "Метеум", позволяющая давать локальные прогнозы. Появились мобильное приложение "Яндекс.Парковки" и сервис "Яндекс.Радио".
В 2016 году компания разработала поисковый алгоритм "Палех", позволяющий искать необходимые веб-страницы по смыслу, а не по ключевым словам. Для школьников 8-9 классов, желающих получить навыки программирования, был открыт образовательный проект "Яндекс.Лицей". Появилась лента рекомендаций "Яндекс.Дзен" и сервисы "Яндекс.Здоровье" (запись ко врачу), "Яндекс.Телефония" (обработка звонков и сообщений клиентов компаний) и "Яндекс.Аудитории".
Компания открыла программу "Издательство Яндекса" для развития и поддержки образовательных интернет-проектов в области истории, литературы, языкознания, искусства и философии.
22 августа 2017 года интернет-компания запустила новую версию поисковой системы, которая основана на алгоритме "Королев", сопоставляющем смысл запроса и содержание веб-страницы с помощью нейронной сети.
Доля поиска "Яндекса" на российском рынке составляет 51,3% (LiveInternet, июнь 2017). Чистая прибыль интернет-компании за 2016 финансовый год составила 6,8 миллиардов рублей и уменьшилась на 30% по сравнению с 2015 годом.
В первом квартале 2017 года она составила 0,8 миллиардов рублей (на 23% меньше аналогичного показателя за первый квартал 2016 года). Во втором квартале 2017 года она выросла на 69% по сравнению с аналогичным периодом 2016 года — до 3,5 миллиардов рублей, а количество поисковых запросов увеличилось на 5%.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников