МОСКВА, 18 сен — РИА Новости. Советские биотехнологии, созданные под руководством академика Георгия Скрябина, дали России шанс наверстать упущенное в создании и изучении генно-модифицированных организмов, заявил академик Владислав Панченко, выступая на научной конференции "Постгеномные технологии", проходившей в Президиуме РАН в честь столетия ученого.
"В науке очень важна преемственность и шанс, и династия Скрябиных сыграла в этом отношении большое значение. Сейчас у нас есть шанс, и об этом говорят на самом высоком уровне, вернуться и настигнуть упущенное. Если мы им не воспользуемся, то мы, скорее всего, отстанем навсегда", — заявил ученый.
Академик Георгий Скрябин, один из основоположников современной российской биохимии и микробиологии, родился почти ровно сто лет назад, 17 сентября 1917 года. Под его руководством советские ученые впервые попытались применить микробов для производства различных полезных веществ и переработки природного сырья, в том числе и нефти, в белки и прочие органические соединения, а также открыли несколько антибиотиков и гормонов.
Он долгое время возглавлял Институт биохимии и физиологии организмов РАН, носящий сегодня его имя. Сын ученого, Константин Скрябин, продолжил работу отца, изучая работу отдельных генов микробов и других организмов. Его команда создала в 1999 году первый российский сорт трансгенного картофеля, устойчивого к действию вирусов.
Как отметил Панченко, Скрябин был не только выдающимся ученым, но и великолепным организатором и даже дипломатом – он принимал активное участие в развитии Пагуошского движения ученых и способствовал установлению и поддержанию контактов между исследователями во время "холодной войны", и впоследствии принимал участие в развитии так называемой "научной дипломатии".
Дипломатические начинания Скрябина, по словам академика, заложили основы широкого научного взаимодействия между Россией и зарубежными научными организациями. Как отметил Панченко, сегодня наши ученые взаимодействуют и работают вместе Национальным научным фондом США (NSF), Национальными институтами здоровья США (NIH) и Британским королевским обществом, несмотря на санкции и политическую напряженность.