МОСКВА, 8 сен — РИА Новости. В 2016 году Мексика заняла второе место по числу погибших в списке государств, где продолжаются вооруженные столкновения, уступив только Сирии. Нюанс в том, что официально никакой войны на территории Мексики нет: стороны противостояния не выдвигают требований, не имеют политической идеологии и не отстаивают какие-либо религиозные идеалы. Но в кровавой битве, которая уже больше десяти лет идет между властями страны и наркокартелями, даже в самый "мирный" 2014 год погибло более 14 тысяч человек.
Общий объем доходов картелей только от продажи наркотиков в США составляет до 64 миллиардов долларов ежегодно. Через Мексику в Соединенные Штаты приходит около 90% наркотрафика. При этом основная статья доходов — не производство нелегальных веществ, а транзит из Колумбии. Если там кокаин закупается по две тысячи долларов за килограмм, то только за перевозку через границу Мексики и США картели получают около 30 тысяч. Транспортировка в наиболее крупные штаты и Европу позволяет получать более 100 тысяч долларов за килограмм. Конечные покупатели в Соединенных Штатах платят по 180-190 долларов за грамм.
Наиболее успешным наркобароном считался Хоакин Гусман Лоэра, которого за невысокий рост (168 сантиметров) прозвали Эль Чапо — Коротышка. В 2011 году его состояние оценивалось в миллиард долларов. Соединенные Штаты объявили награду за его голову в пять миллионов долларов, еще около 3,8 миллиона обещало правительство Мексики. К моменту ареста в 2014 году его картель Синалоа переправил в США около 500 тонн наркотиков. Через год он сумел сбежать из одной из самых охраняемых тюрем страны по полуторакилометровому тоннелю. В 2016 году его вновь арестовали и депортировали в Штаты.
Помимо Синалоа, можно выделить еще семь крупных картелей: Гольфо, Лос-Цетас, Лос Кабальерос Темплариос, Халиско Нуэва Генерасьон, Бельтран-Лейва, Ла Фамилиа Мичоакана. Часть из них образовалась после отделения от более крупных синдикатов, что не мешает им активно бороться друг с другом.
По оценкам экспертов, за 2016 год нарковойна в Мексике унесла более 20 тысяч жизней. Для сравнения, число погибших в Ираке, где идет полномасштабная война, составило около 24 тысяч за аналогичный период. Конфликт в Донбассе, по данным ООН, с 2014 года по настоящий момент унес жизни более 10 тысяч человек.
Фелипе Кальдерон был первым президентом, который объявил войну картелям. За шестилетний срок под его руководством мексиканской армии и полиции удалось ликвидировать или арестовать 25 из 37 самых крупных наркобаронов. Однако его стратегия, направленная на устранение криминальных лидеров, привела к тому, что организации начали дробиться на более мелкие (образовалось от 60 до 80 новых банд), и это лишь сделало конфликт еще более кровопролитным. Ответным ударом стало убийство около сотни мэров мексиканских городов. К числу источников дохода картелей прибавились похищения людей и вымогательство.
В 2012-м пост президента Мексики занял Энрике Пенья Ньето. Он продолжил реализовывать стратегию своего предшественника: число жертв постепенно стало сокращаться, но в 2016 году этот показатель вновь стал расти. Есть и другая проблема — с 2006 года в Мексике без вести пропало 27 тысяч человек.
Рост числа преступных группировок, участвующих в криминальной войне, выливается в то, что их членами становятся подростки. Одним из таких парней был Эль Пончис — ему было 14 лет, когда его приговорили к трем годам тюрьмы за убийство и пытки. "Я резал им глотки", — заявил он сам на суде.