ДОХА, 30 авг — РИА Новости. Турне министра иностранных дел Сергея Лаврова по странам Персидского залива завершится в среду в Дохе переговорами с эмиром Тамимом бен Хамадом Аль Тани.
Визит Лаврова в Катар пройдет на фоне продолжающегося уже почти три месяца дипломатического противостояния между Катаром и несколькими арабскими странами, а также накануне очередной встречи в Астане по Сирии, где идет согласование параметров зон деэскалации, которые призваны положить конец насилию в этой стране.
Экономическое партнерство с Дохой
По словам посла России в эмирате Нурмахмада Холова, в перспективе Доха рассматривает свое участие в проектах российской нефтегазовой отрасли. Помимо этого, по словам Холова, Катар проявляет интерес к инфраструктурным проектам: Центральной кольцевой автомобильной дороге (ЦКАД), "Новая Москва", гостиничным комплексам и торговым центрам в Москве и Санкт-Петербурге.
"Полагаем, что наше инвестиционное сотрудничество будет расширяться и в дальнейшем", — сказал российский дипломат в интервью РИА Новости.
Москва также рассчитывает на подписание в ближайшее время соглашения с Катаром по ВТС, сообщил он. Обе страны, помимо этого, ведут переговоры по наращиванию взаимодействия в сфере сельского хозяйства.
"Катарские партнеры заинтересованы в российских товарах с целью обеспечения продовольственной безопасности страны", — отметил Холов.
РФ и Катар ведут диалог по Сирии
Как заявил ранее РИА Новости посол Холов, Катар выражал заинтересованность в присоединении к астанинскому формату по Сирии, Москва, в свою очередь, приветствует любые начинания, направленные на деэскалацию в САР.
По словам дипломата, Россия ведет с Катаром "плотный диалог по сирийскому сюжету", в частности, потому что в политическом плане Катар имеет сильное влияние на участников сирийского кризиса, так называемую "умеренную оппозицию". Кроме того, военные РФ и США поддерживают контакты по Сирии, в том числе, через находящийся в Катаре центр воздушных операций США.
Эксперты отмечают, что Россия и Катар могут найти понимание по проблеме создания зон деэскалации в Сирии, особенно в ее северной части, в районе Идлиба, однако истинного союзничества между странами пока ожидать не стоит.
"На мой взгляд, Катар может поддержать российские предложения по созданию зон деэскалации, но к этой поддержке нужно подходить очень осторожно, поскольку и Катар, и Саудовская Аравия, и Турция продвигают только свои интересы в сирийском кризисе, которые иногда противоречат тому, что предлагает Россия. Для этих стран главное — свои интересы, и надеяться, что Катар поддержит во всем российскую позицию и поможет России в целях, которые ставит Россия — преждевременно. Но переговоры вести, конечно, нужно", — сказал РИА Новости старший научный сотрудник Центра арабских и исламских исследований Института востоковедения РАН Борис Долгов.
На сегодняшний день в Сирии созданы три зоны деэскалации: к северу от города Хомс, в районе Восточной Гуты и на границе Сирии с Иорданией. Впоследствии российская военная полиция развернула в районах зон деэскалации контрольно-пропускные пункты и наблюдательные посты. Помимо этого, идет работа по запуску еще одной зоны деэскалации — в провинции Идлиб.
Москва поддерживает посредничество Кувейта
"Мы поддерживаем кувейтскую инициативу. Мы не хотим ни с кем конкурировать. Мы, действительно, имеем добрые отношения со всеми странами, которые оказались в такой не очень простой ситуации. И мы активнейшим образом исходим из того, что инициатива Кувейта заслуживает поддержки всех тех, кто может на эту ситуацию позитивно повлиять", — сказал Лавров журналистам в столице Кувейта.
Как отметил российский министр, Москва готова оказывать такую поддержку в тех формах, которые будут приемлемыми для всех затронутых этим кризисом.
С начала июня эмир Кувейта, как и глава МИД, несколько раз посетили страны залива с посреднической миссией. В частности, именно Эль-Кувейт передал Дохе ультиматум из 13 требований от "арабской четверки", среди которых были понижение уровня дипломатических и военных отношений с Ираном, закрытие турецкой военной базы в стране, прекращение финансирования террористических организаций, отказ от вмешательства во внутренние дела арабских стран, поддержки оппозиционных деятелей, а также закрытие всей спутниковой телевизионной сети "Аль-Джазира". Однако Доха обвинения арабских соседей отвергла и заявила, что выдвинутые требования нереалистичны и не могут быть выполнены, а также нарушают ее суверенитет. Казалось, урегулирование конфликта зашло в тупик, но Кувейт выступил с новым предложением собрать саммит с участием глав государств, вовлеченных в конфликт, включая катарского эмира. По сообщениям арабских СМИ, в начале августа эмир через главу МИД разослал послания главам шести арабских государств Персидского залива и Египта. Ответная реакция, по крайней мере, публичная, пока не последовала.