Дмитрий Лекух, для РИА Новости
Самая большая проблема нынешней Незалежной в настоящий момент — это, судя по украинским СМИ, визит Владимира Путина в Крым, который там сейчас освещается даже более подробно, чем в Российской Федерации.
Разумеется, в самых черных тонах.
Рассказывается и о посещении президентом России новой севастопольской школы в бухте Казачьей, и о встречах с молодыми деятелями культуры, и даже о том, что Путин нашел время заглянуть на международный джазовый фестиваль Koktebel Jazz Party в Коктебеле. И все это, конечно же, "на фоне дичайшей нищеты, разложения и бандитизма", вызванных отрывом территории от благословенной киевской власти. Про нарушения демократии и прав человека тут и вообще нечего говорить: самые "тяжеловесные" украинские медиаперсонажи разразились по этому поводу специальными аналитическими статьями. В них убедительно доказывается, что "в то время как остальная Украина после 2014 года получила реальный шанс измениться, Кремль в буквальном смысле слова законсервировал Крым" и никаких "перемен к лучшему там просто не может быть".
Не осталась в стороне, разумеется, и сама киевская власть. Министерство иностранных дел Украины направило очередную ноту протеста. Ну и так далее.
Если уж говорить по-взрослому, то главная новость для нынешней Украины случилась не в минувшие выходные, а в первый рабочий день текущей недели, сегодня. Хотя известно стало об этом, конечно, сильно заранее: с 21 августа на Московской финансовой бирже прекращаются торги по паре украинская гривна — российский рубль.
Московская биржа — основной финансовый регулятор на региональном валютном рынке. И в том числе (в силу своего международного характера) — один из базовых регуляторов по целому ряду валют для рынков уже глобальных, мировых. Регулятор абсолютно не политический, исходящий при принятии решений даже не из макроэкономических, а банальных межрегиональных торговых предпосылок.
Приблизительно как звук колокола на похоронах.
Дело в том, что — с этим согласны все эксперты, вне зависимости от политических и экономических убеждений, — сейчас киевская гривна изрядно переоценена. Даже текущий государственный бюджет обсуждаемой территории сформирован исходя из курса 27,2 гривны за доллар США. А сейчас доллар, согласно официальному курсу, котируется по 25,54 гривны за условную единицу.
В принципе, девальвация здесь (при иных условиях) была бы даже более чем разумна. Если бы не одно коварное "но", а именно — совершенно отвратительный внешнеторговый баланс Украины.
При таком балансе девальвация национальной валюты не дает (в отличие от того, как это неоднократно, к примеру, происходило на территории Российской Федерации) стимула для развития местной экономики. Ибо там, по сути, уже почти что нет (за исключением, может быть, остатков металлургии и сельского хозяйства) производств, продукция которых могла бы заинтересовать внешние рынки.
И завершение торгов гривной в российской столице как раз и говорит о готовности мирового рынка к обвальной девальвации украинской валюты. На самом деле — это просто симптом: мировые брокеры (Московская биржа тут — только "площадка") не хотят рисковать при неизбежном обвале, предпочитая "демпфер" в виде либо доллара, либо евро. А вот торговать "напрямую" по паре рубль/гривна спекулянты более не желают, особенно среднесрочно, дабы не вводить себя в "спекулятивный блуд": обрушение может стать таким обвальным, что никакое хеджирование рисков тут уже просто не предусматривается.
Подобного рода решения говорят прежде всего о том, что спекулятивные рынки, мало зависящие от любого политического и государственного регулирования, начинают готовиться к фактическому дефолту даже не украинского бюджета, а всей экономики немаленькой европейской страны. Потому что в данном случае за ситуацией с гривной скрывается легко прогнозируемый дефолт как минимум банковско-финансовой системы Украины. И последний уже воспринимается как данность даже спекулятивными и оттого склонными к риску игроками, несмотря на отсутствие официального признания в этом со стороны Киева.
А деньги даются в долг только тогда, когда понятно, каким образом должник их сможет хотя бы со скрипом отдавать.
Так что о поездке российского президента в Крым украинским руководителям следовало бы беспокоиться в самую последнюю очередь.