В это воскресенье, 13 августа, Русская православная церковь торжественно отмечает 150-летие со дня рождения патриарха Сергия (Страгородского). На его родине, в городе Арзамасе, кульминацией праздника станет открытие семиметрового бронзового памятника первому "советскому патриарху", которое возглавит нынешний предстоятель Русской церкви патриарх Кирилл.
Годы служения Сергия (1867-1944) пришлись на самое драматичное время в истории Русской церкви — войны, революции, период гонений, а патриаршество — на Великую Отечественную войну, и сам он до сих пор остается одной из самых противоречивых фигур в новейшей истории русского православия, однозначного отношения к нему нет даже в церковной среде. Но в Нижегородской епархии, а также в московском Елоховском Богоявленском соборе, где он погребен, его память свято чтут.
Торжества в Арзамасе
Нынешние торжества в Арзамасе начнутся с Божественной литургии, которую совершит в Воскресенском кафедральном соборе патриарх Кирилл. А после нее у стен Спасо-Преображенского мужского монастыря он откроет памятник своему предшественнику. Кстати, и сама площадь, до 2004 года называвшаяся просто Базарной, теперь носит имя патриарха Сергия.
"Арзамас — очень религиозный город, с большой религиозной историей, — рассказал РИА Новости пресс-секретарь правящего архиерея Нижегородской епархии священник Алексей Пестрецов. — Патриарха Сергия, конечно, здесь помнят, потому что много поколений его предков жили в Арзамасе. Известен, например, тот факт, что еще в самом начале войны (Великой Отечественной. — Прим. ред.) местные жители обратились к партийному руководству не только города, но и всей страны, с просьбой вновь открыть Воскресенский собор и возобновить в нем богослужения. И именно после ходатайства тогда еще будущего патриарха Сергия кафедральный собор был открыт, после чего уже и не закрывался".
Ключевой эпизод торжеств — освящение памятника, скульптурной композиции из бронзы высотой 3,6 метра, а вместе с гранитным постаментом — более семи метров. Автор и проектировщик — нижегородский скульптор Вячеслав Потапин, а отлили его в подмосковном Жуковском на пожертвования благотворителей — крупнейших предприятий региона, бизнесменов и простых жителей.
"К могиле всегда приходят"
Традиционно дни рождения и смерти патриарха Сергия отмечают и в Москве, в Елоховском соборе, ставшем усыпальницей для него и патриарха Алексия II. Настоятель храма протоиерей Агейкин Александр рассказывает, что верующие регулярно заказывают по патриарху Сергию поминальные службы.
"Уже более 70 лет прошло, и всегда к могиле приходят, ставят свечи, мы служим панихиды. Это человек, который, можно сказать, спас Церковь", — говорит настоятель.
И все же основная часть паствы, добавляет Агейкин, относится к патриарху "с большим уважением и любовью": свой отпечаток на это наложило и то, что патриарх скончался в тяжелейший период для страны — во время Великой Отечественной войны.
"Но самое уникальное — в том, что надгробный памятник, который был установлен уже после войны, принадлежит тому же архитектору, который ранее проектировал Мавзолей, — Щусеву. Так что влияние патриарха на возврат людей к вере было очень большим", — заключает настоятель.
"В нем воплотилась трагедия Русской церкви"
Экс-глава патриаршей пресс-службы, известный церковный публицист протоиерей Владимир Вигилянский, замечает, что ему доводилось встречать людей, в том числе и священников, которые почитают патриарха Сергия как святого. Или как человека, в судьбе которого воплотилась "вся драма и трагедия Русской церкви на протяжении первой половины XX века".
"Больше всего он был обвиняем в том, что проявлял лояльность к власти. Но в действительности после 1938 года, когда он был одним из четырех архиереев, оставшихся на свободе, вся структура церковная, структура земной Церкви была абсолютно уничтожена. И его рот был заткнут. И это обстоятельство, через которое он прошел, говорит о нем как о человеке-страстотерпце", — считает Вигилянский.
В разное время Страгородский был членом Православной духовной миссии в Японии, инспектором Московской духовной академии и ректором Санкт-Петербургской семинарии, настоятелем русской посольской церкви в Афинах, а также епископом Ямбургским, архиепископом Владимирским и Шуйским, Финляндским и Выборгским, митрополитом Нижегородским, членом Священного Синода. Был арестован советскими властями, несколько лет провел в тюрьме. С декабря 1925 года был заместителем патриаршего местоблюстителя, а 8 сентября 1943 года был избран патриархом. Скончался за год до Победы, 15 мая 1944 года, от кровоизлияния в мозг.
"Церкви нужен пастырь, несущий свою службу истинно "ради Иисуса, а не ради хлеба куса", как выражался святитель Димитрий Ростовский. Положим же души своя вместе с нашей паствой", — писал патриарх Сергий в своем знаменитом "Послании пастырям и пасомым" 22 июня 1941 года, которое, когда речь заходит о его жизни и деятельности, современники и потомки вспоминают чаще всего.