Скорый пассажирский поезд номер 166 "Невский экспресс", следовавший из Москвы в Петербург, 13 августа 2007 года в 21.38 мск потерпел крушение в Новгородской области на перегоне Бурга — Малая Вишера. Причиной ЧП стало заложенное на путях взрывное устройство. В результате взрыва электровоз и 12 вагонов поезда сошли с рельсов. В потерпевшем крушение составе было 13 вагонов и вагон-ресторан. В результате аварии первый от локомотива вагон оказался сдавлен, два опрокинулись под откос, и еще два легли на бок.
На этот поезд, по данным "Российских железных дорог", был продан 231 билет. Поездная бригада состояла из 20 человек.
В результате крушения пострадали 60 человек, 30 из них были госпитализированы. Большинство раненых пассажиров "Невского экспресса" получили ушибы и сотрясения головного мозга. Среди тяжело травмированных были пациенты с переломами позвоночника и ключицы.
Благодаря оперативным, четким и слаженным действиям всех членов поездной бригады удалось минимизировать для пассажиров поезда последствия аварии. Проводники поезда "Невский экспресс" вытаскивали их из вагонов через аварийные люки и разбитые окна, оказывали пострадавшим первую медицинскую помощь. Пассажиры не поддались панике, многие из них помогали членам поездной бригады.
Все ехавшие в потерпевшем крушение "Невском экспрессе" были эвакуированы с места аварии в Санкт-Петербург на специально отправленном за ними дизель-поезде. Часть пострадавших пассажиров медики отправили в больницу города Малые Вишеры, несколько человек, в том числе двое иностранцев, были доставлены в Петербург для оказания медицинской помощи.
В результате крушения поезда, по данным ОАО "Российские железные дороги" (РЖД), поврежденными оказались 800 метров железнодорожного полотна. После аварии движение поездов по этой ветке было парализовано — задержано 16 поездов. Чтобы не допустить простоя, оперативный штаб РЖД принял решение отправлять поезда в обход. Это увеличило длину маршрутов более чем на 300 километров, поезда вынуждены были находиться в пути от четырех до восьми часов дополнительно.
В работах по ликвидации аварии, на которые потребовалось около 2,5 суток, были задействованы более 1200 человек и 46 единиц техники.
Движение в направлении Санкт-Петербург — Москва было открыто 14 августа в 15.45 мск. По восстановленному участку пути из Москвы в Санкт-Петербург прошел первый грузовой состав в середине дня 15 августа. В тот же день вечером было открыто пассажирское движение в обычном режиме по поврежденному участку Октябрьской железной дороги.
ОАО "РЖД" оценило сумму совокупного ущерба от подрыва "Невского экспресса" более чем в 236 миллионов рублей.
Бригада потерпевшего крушение поезда была отмечена наградами за мужество и самоотверженность, проявленные при исполнении служебного долга в условиях, сопряженных с риском для жизни. Начальника поезда "Невский экспресс", машиниста и помощника машиниста наградили орденами Мужества. Шесть проводников и электромеханик поезда, были отмечены медалями ордена "За заслуги перед Отечеством" II степени.
По факту крушения поезда генпрокуратура России возбудила уголовное дело по статье "терроризм". Следствие рассматривало версию о теракте в качестве одной из основных. Руководитель Следственного комитета при Генпрокуратуре России Александр Бастрыкин заявил, что мощность взрывного устройства, заложенного под железнодорожное полотно, составила около трех килограммов в тротиловом эквиваленте. Оно было контактного типа, то есть сработало после соприкосновения с поездом. Место для закладки преступники выбрали профессионально, но не рассчитали скорость и вес состава. Учитывая, что поезд являлся скоростным и шел на скорости, вдвое превышающей скорость обычного поезда, он по инерции проехал после взрыва железнодорожный мост через реку и только затем сошел с рельсов, а не упал с моста с большой высоты, как они планировали. Это позволило избежать более тяжелых последствий.
По данным Новгородской облпрокуратуры, теракт был совершен группой, действовавшей под контролем одного из наиболее известных чеченских боевиков Доку Умарова (долгое время числился в розыске, в 2014 году спецслужбы сообщили о его ликвидации). В организации теракта, изготовлении и установке взрывного устройства подозревается бывший российский военнослужащий Павел Косолапов, дело которого выделено в отдельное производство. Он находится в розыске.
По подозрению в причастности к теракту осенью 2007 года были задержаны жители Ингушетии Саламбек Дзахкиев и Макшарип Хидриев, которые, по данным Следственного комитета при прокуратуре (СКП), приобрели и доставили в Маловишерский район Новгородской области взрывчатку.
Им были предъявлены обвинения по пунктам "а" и "в" части 2 статьи 205 Уголовного кодекса РФ (теракт), пунктам "а" и "г" части 2 статьи 112 УК РФ (умышленное причинение вреда здоровью средней тяжести) и части 3 статьи 222 УК РФ (незаконное приобретение, передача и перевозка взрывчатых веществ организованной группой). За наиболее тяжкое из этих преступлений законодательство предусматривает лишение свободы на срок до 20 лет.
Кроме этого, Дзахкиев обвинялся в совершении преступлений, предусмотренных статьей 162, часть три, пункт "б" (разбой) УК РФ.
Судебный процесс начался в июне 2009 года. Дело слушалось коллегией из трех судей. Подсудимые на процессе виновными себя не признали. На заседании 12 ноября Хидриев заявил о том, что под давлением оговорил невиновного Дзахкиева.
На заседании 25 ноября один из ключевых свидетелей защиты, житель Самары Дмитрий Уланов, фактически подтвердил алиби Дзахкиева, сообщив, что в день подрыва "Невского экспресса" видел его в Самаре.
На том же заседании Хидриев заявил о том, что признает вину в причастности к подготовке теракта. Во время перерыва в заседании он сообщил присутствовавшим в зале представителям СМИ, что доставил взрывчатку в Маловишерский район Новгородской области на легковом автомобиле, именно эта взрывчатка впоследствии, вероятно, была использована для проведения теракта. По словам Хидриева, вместе с ним в машине находился его родной брат Амирхан, которого следственная группа первоначально задержала, однако впоследствии он был отпущен из-под стражи. Хидриев не смог объяснить журналистам тот факт, почему его брата освободили из-под ареста.
Подсудимый 25 ноября еще раз подтвердил ранее сделанное им в суде заявление, что он под давлением следствия оговорил жителя Ингушетии Саламбека Дзахкиева.
На заседании 1 декабря Макшарип Хидриев дезавуировал собственное заявление о признании вины в причастности к теракту, заявив находившимся на процессе журналистам, что все сообщения СМИ о признании им вины являются "ложными".
Представитель обвинения 29 декабря 2009 года попросил суд приговорить Дзахкиева и Хидриева к 13 и 11 годам лишения свободы в колонии строгого режима соответственно. Представитель страхового общества РЖД — ЖАСО ходатайствовал о том, чтобы взыскать с них в пользу страховой компании более 63 миллионов рублей. Адвокаты ходатайствовали об оправдании подзащитных.
Новгородский областной суд 15 января 2010 года признал их виновными по статье 222 УК РФ (незаконное приобретение, передача и перевозка взрывчатых веществ организованной группой). Суд также признал Дзахкиева виновным по статье 162 УК РФ (разбой). Суд приговорил Хидриева к четырем годам лишения свободы в колонии общего режима. Дзахкиев по совокупности преступлений получил десять лет колонии строгого режима.
Суд отказал в удовлетворении исков к подсудимым со стороны страховой компании ЖАСО и пострадавших от теракта.
Сторона защиты обжаловала приговор. Гособвинение от этого отказалось.
Верховный суд 31 марта 2010 года оставил приговор без изменений.
Параллельно с этим Новгородский горсуд вел еще одно дело, связанное с подрывом "Невского экспресса" в августе 2007 года, — о попытке дачи взятки следователю СКП, который расследовал дело о подрыве.
В попытке дачи взятки Николаю Ущаповскому, руководившему в 2007-2008 годах следственной группой по делу о теракте, обвинялся один из фигурантов дела — житель Ингушетии Саламбек Дзахкиев, а также его бывший защитник, адвокат Адвокатской палаты Московской области Магомед Разаков, задержанный с поличным 4 июля 2008 года. Согласно данным следствия, взятка в размере более одного миллиона рублей предназначалась Ущаповскому взамен на освобождение Дзахкиева от уголовной ответственности. Было возбуждено дело по части 3 статьи 30, части 2 статьи 291 УК РФ (попытка дачи взятки).
Процесс по делу в суде Великого Новгорода начался 23 июня 2009 года. Дзахкиев вину не признал, Разаков признал ее частично.
24 ноября 2009 года суд признал обвиняемых виновными в попытке дачи взятки следователю СКП РФ и приговорил Дзахкиева к двум годам четырем месяцам лишения свободы в колонии общего режима, а Разакова — к двум годам двум месяцам.
Осужденные и их защитники обжаловали приговор. Гособвинение приговор не обжаловало.
13 апреля 2010 года коллегия Новгородского облсуда отклонила кассации, приговор был оставлен без изменения и вступил в законную силу.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников