МОСКВА, 31 июл — РИА Новости. Отказ Польши допустить Россию к участию в проекте Музея-мемориала на месте бывшего немецкого концлагеря аморален с точки зрения исторической правды, говорится в комментарии департамента информации и печати российского МИД.
"Сложно отрицать, что участие России в создании обновленного Музея — Места памяти "Собибор" абсолютно оправданно", — отметили в дипломатическом ведомстве.
"Игнорирование исторических фактов не поддается рациональному объяснению и не должно пройти незамеченным для мирового сообщества. Намерение не допустить Россию в число участников проекта является частью открыто демонстрируемой в последнее время Варшавой русофобии и стремления поляков навязать свое видение истории, принизив освободительную роль СССР и Красной Армии во Второй мировой войне", — считают в МИД.
Израильский публицист Авигдор Эскин выразил солидарность с позицией МИД России. "К сожалению, польская сторона встала на путь откровенной антиисторической провокации по отношению к собственной истории и истории Второй мировой войны", — заявил он РИА Новости.
"То, о чем вы говорите сейчас, следует воспринимать не иначе как откровенную аморальную провокацию и плевок в лицо не только Российской Федерации, но и всем тем, кому дорога память о разгроме нацизма", — добавил собеседник агентства.
Эскин подчеркнул, что в Израиле следят за ситуацией. "Понятно, что для Израиля эта тема — оголенный нерв, потому что именно на территории Польши действовали Освенцим и Треблинка, именно на ее территории находился Собибор, о котором мы сейчас говорим. Это место не только массового уничтожения, но и место восстания и героизма", — сказал он.
Музей-мемориал будет создан в Польше на территории бывшего немецкого лагеря смерти Собибор (Люблинское воеводство). Лагерь функционировал с марта 1942 года до конца 1943 года. По последним данным историков, фашисты убили здесь около 170 тысяч евреев из Польши и других стран Европы, более ранние оценки говорили о 250 тысячах жертв.
В 1943 году в Собиборе произошло восстание, которое возглавили советский офицер Александр Печерский и сын польского раввина Леон Фельдхендлер. Это событие стало единственным успешным крупным бунтом узников нацистских концлагерей. Во время мятежа и на минных полях, окружавших лагерь, погибло около 80 заключенных. Более 300 человек бежали, но многие из них были пойманы и убиты после того, как их выдало местное население, а часть бежавших погибла от рук коллаборационистов. После восстания немцы уничтожили лагерь.