Согласно Конституции Индии, президент является главой государства и формально наделен исполнительной властью, которую осуществляет непосредственно или через должностных лиц, подчиненных ему (статья 53).
Согласно статье 54 Конституции Индии, президент избирается членами коллегии выборщиков, которая состоит из избранных членов обеих палат парламента и избранных членов законодательных собраний штатов.
Выборы президента проводятся в соответствии с системой пропорционального представительства на основе "единственного передаваемого голоса" (single transferable vote). Голосование является тайным. Президент избирается сроком на пять лет.
Статья 55 Конституции Индии закрепляет то количество голосов, которое имеет право подать каждый выборный член парламента и законодательного собрания каждого штата.
При этом каждый член Законодательного собрания штата имеет столько голосов, сколько тысяч содержит частное от деления населения штата на общее число выборных членов собрания, если после вычета всех целых тысяч остаток составит не менее 500, то число голосов, которое может подать каждый член Законодательного собрания штата, увеличивается на один голос. Каждый выборный член любой палаты парламента обладает таким количеством голосов, которое получается путем деления общего количества голосов, предоставленных членам законодательных собраний штатов, на общее количество выборных членов обеих палат парламента.
В целях проведения выборов президента Избирательная комиссия Индии назначает уполномоченного по выборам, а также в случае необходимости может назначить помощника уполномоченного по выборам.
Избирательная комиссия Индии публикует извещение о проведении выборов в официальной газете. Извещение издается за 60 дней до окончания срока полномочий президента.
После опубликования извещения о проведении выборов президента уполномоченный по выборам размещает в официальной газете уведомление о начале и о месте подачи заявлений на выдвижение в качестве кандидата.
Право баллотироваться на должность президента имеют граждане Индии, достигшие возраста 35 лет; отвечающие требованиям, предъявляемым к кандидатам на должность депутата Народной палаты; не занимающие какую-либо оплачиваемую должность в правительстве Индии или правительстве какого-либо штата, а также в местных органах государственной власти, подконтрольных правительству Индии или штата (статья 58 Конституции).
В соответствии с Актом о выборах президента (1952), для участия в выборах необходимо подать заявление о выдвижении в качестве кандидата в срок, установленный в извещении о проведении выборов. В любой день до момента окончания такого срока, с 11 до 15 часов, лицо, которое хочет участвовать в выборах, должно представить уполномоченному по выборам свое заявление. Если оно подано в другие часы, то в его принятии кандидату отказывается, о чем он извещается соответствующим образом. Заявление может быть подано лично либо лицами, выдвинувшими кандидатуру или поддерживающими ее выдвижение. В соответствии с Актом о выборах президента, выдвинувших кандидатуру, должно быть не менее десяти при выборах президента.
Вместе с заявлением о выдвижении в качестве кандидата уполномоченному по выборам должна быть представлена копия документа о внесении его в список избирателей парламентского избирательного округа.
Ни одно лицо, выдвигающее кандидатуру на выборах или поддерживающее ее, не имеет права подписывать более одного заявления о выдвижении кандидата.
Обязательным требованием для кандидатов является внесение избирательного залога в размере 2500 рупий (статьи 5B, 5C, 5D Акта о выборах президента).
Актом о выборах президента установлены основания для отклонения заявления (статья 5Е): на день представления заявления кандидат не отвечает требованиям, установленным Конституцией Индии, для кандидатов на соответствующие должности; лица, выдвинувшие кандидатуру или поддерживающие ее, не имеют права подписывать заявление о выдвижении в качестве кандидата; заявление не подписано необходимым числом лиц, выдвигающих кандидатуру или поддерживающих ее; подпись кандидата или кого-либо из лиц, выдвинувших кандидатуру или поддерживающих ее, является поддельной; не соблюдены какие-либо требования, предъявляемые к процедуре подачи заявления.
Статья 6 Акта о выборах президента закрепляет возможность для кандидата снять свою кандидатуру с выборов.
В случае смерти кандидата об этом должен быть извещен уполномоченный по выборам. Если смерть наступила после его выдвижения в качестве кандидата и извещение об этом было представлено уполномоченному по выборам до начала голосования, уполномоченный по выборам должен провести проверку полученной информации и в случае ее подтверждения отменить голосование. Также уполномоченный по выборам должен представить отчет о произошедшем в Избирательную комиссию Индии, после чего вся процедура выборов проводится сначала. При этом кандидатам, которые баллотировались на выборы ранее, нет необходимости заново выдвигать свою кандидатуру, а лица, снявшие свою кандидатуру с выборов, в таком случае не имеют права баллотироваться вновь.
В случае, если по истечении срока, установленного для снятия кандидатуры с выборов:
— остается только один кандидат, который был выдвинут с соблюдением всех требований избирательного законодательства, то уполномоченный по выборам объявляет такого кандидата избранным надлежащим образом на должность президента;
— остается несколько кандидатов, то уполномоченный по выборам публикует список таких кандидатов в алфавитном порядке с указанием их адресов и с соблюдением иных требований, которые могут быть установлены законодательством, и проводится голосование;
— не осталось ни одного кандидата, не снявшего свою кандидатуру, то уполномоченный по выборам представляет письменный отчет об этом в Избирательную комиссию Индии, которая отменяет предыдущее извещение о выборах и публикует новое для проведения новых выборов.
В Индии порядок проведения голосования на выборах президента регулируется Правилами по выборам президента (1974). В соответствии с этими правилами на Избирательной комиссии Индии лежит обязанность по определению мест для проведения голосования в здании парламента Индии в Нью-Дели и в зданиях законодательных собраний штатов.
После выдачи избирательного бюллетеня выборщику напротив его имени в списке ставится соответствующая отметка, а номер выборщика в списке ставится на отрывном корешке бюллетеня. В списке выборщик ставит свое имя и подпись, удостоверяющую в том, что он получил бюллетень.
При голосовании выборщик расставляет кандидатов в порядке своих предпочтений.
Для победы на выборах кандидатам на должность президента необходимо набрать количество голосов равное квоте, которая определяется следующим образом.
Сначала подсчитывается количество первых предпочтений каждого кандидата, после чего они все суммируются. Полученная сумма делится на два, к итоговому числу прибавляется еще один голос. Полученное число и является квотой.
Кандидат признается избранным, если количество голосов, поданных за него, равно или превышает квоту; если подсчитываются голоса только за одного кандидата, а остальные по каким-либо причинам не принимают участия в процедуре подсчета голосов, то такой кандидат признается избранным надлежащим образом.
В случае если после окончания подсчета голосов ни один кандидат не может быть признан избранным, то для дальнейшего подведения итогов выборов исключаются кандидаты, набравшие наименьшее количество голосов, после чего проводится подсчет следующих предпочтений кандидатов. Сумма голосов, полученная в результате такого подсчета, прибавляется к сумме голосов, полученных в результате первоначального подведения итогов. Кандидат, набравший количество голосов равное квоте или превышающее ее, признается избранным.
Если при определении кандидата, который должен быть исключен, наименьшее количество голосов, отданных за таких кандидатов, равное, исключается тот кандидат, за которого отдано меньшее количество первых предпочтений, а в случае, когда и это число одинаково, имя исключаемого кандидата определяется по жребию.
Уполномоченный по выборам вправе провести пересчет голосов по собственной инициативе или по желанию кандидата или его представителя, в случае если они не уверены в правильности первого подведения итогов.
После окончания процедуры подсчета голосов уполномоченный по выборам объявляет результат лицам, присутствовавшим при подсчете голосов, представляет отчет об итогах проведения выборов центральному правительству и Избирательной комиссии Индии и заполняет документ об окончании выборов.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников