15 июля 1937 года был торжественно открыт канал Москва — Волга, в 1947 году переименованный в честь 800-летия столицы в канал имени Москвы.
Он соединяет Москву-реку с рекой Волгой; расположен в Московской и Тверской областях, к северу от Москвы.
Общая длина канала 128 километров, из них 19,5 километров пути проходит по водохранилищам. Он берет начало на правом берегу Волги у города Дубны, в восьми километрах выше устья реки Дубна. В этом месте на Волге сооружена плотина, образовавшая Волжское водохранилище (Иваньковское), называемое иногда Московским морем. Трасса канала идет от Волги на юг, к Москве, пересекая Клинско-Дмитровскую гряду. На ней сооружены девять шлюзов. На Иваньковском водохранилище находится шлюз № 1.
Уровень воды в верховьях Волги выше, чем в Москве-реке. Поэтому первые 74 километра канала от Иваньковского водохранилища являются лестницей северного склона Клинско-Дмитровской гряды, где расположены пять гидроузлов (№ 2-6), каждый из которых состоит из судоходного шлюза и насосной станции. Суда, следующие в Москву, на этом участке преодолевают подъем в 38 метров. На эту же высоту насосными станциями перекачивается волжская вода на следующий участок канала — водораздельный бьеф (расположенный на водоразделе, т.е. его наиболее высоко лежащая часть), длиной 51 километр, который включает пять водохранилищ (Икшинское, Пестовское, Пяловское, Клязьминское и Химкинское), соединенных судоходными каналами, а также примыкающее к ним Учинское водохранилище.
На Химкинском водохранилище располагаются Северный речной порт и Северный речной вокзал столицы. Последние три километра канала являются лестницей южного склона, состоящей из двух двухкамерных шлюзов № 7 и № 8. По ним суда, спустившись на 36 метров, попадают в Москву-реку. Между шлюзами № 7 и № 8 канал проходит в искусственной насыпи, в том числе перед шлюзом № 8 — над трассой Волоколамского шоссе.
Ширина канала (по зеркалу воды) составляет 85 метров, она рассчитана на свободное расхождение встречных судов и караванов барж. Глубина его позволяет проходить по каналу речным судам грузоподъемностью до пяти тысяч тонн.
Канал имени Москвы — крупный комплекс гидротехнических сооружений, решающий задачи водоснабжения, обводнения, воднотранспортной связи столицы, выработки электроэнергии и электроснабжения промышленных и сельскохозяйственных предприятий, расположенных в зоне канала. В его составе более 240 гидротехнических сооружений (шлюзы, насосные станции, водоспуски, водосбросы, плотины, паромные переправы и т.д.), в том числе восемь гидроэлектростанций (самая крупная из них Иваньковская ГЭС), 19 мостов, три главные пристани, а также многочисленные пристани местных линий.
Вся система сооружений канала проектировалась с расчетом на минимальный расход энергии. Было установлено самое современное оборудование, управление механизмами и затворами централизовано на одном пульте. Классический архитектурный стиль был выдержан у всех сооружений канала, отделка велась ценными природными материалами. Каждый шлюз и прилегающая к нему территория получили свое оформление.
В комплексе сооружений каждого шлюза господствуют массивные объемы башен управления, завершающихся легкими декоративными надстройками или скульптурой. Стены башен украшены мемориальными досками, барельефами, изображающими эпизоды строительства канала.
Особенно изящным получилось здание Северного речного вокзала. Оно построено в стиле "сталинского классицизма", своим видом напоминает корабль, украшенный сверху мачтой-шпилем. Вдоль здания расположены аркады и галереи, в торцах находились два фонтана. Украшением башни является пятиконечная звезда из самоцветов, которая до 1930-х годов находилась на Спасской Башне Московского Кремля. На колоннах при входе в здание вокзала расположены круглые мозаичные панно с изображением достижений советской промышленности 1930-х годов.
Канал был построен согласно постановлению Совета Народных Комиссаров СССР от 1 июня 1932 года № 859 "О строительстве канала Москва — Волга" в целях обеспечения судоходства между реками Москва и Волга, водоснабжения города Москвы и санитарного обводнения рек Москвы и ее притоков.
Его строительство началось 3 сентября 1932 года. Стройка длилась четыре года и восемь месяцев. За это время строители вынули 151,4 миллиона кубометров земли, уложили 3,11 миллиона кубометров бетона и железобетона, укрепили, почти 6,5 миллиона квадратных метров откосов канала камнем. Строительство велось круглосуточно. На канал работали самые крупные заводы страны.
Впервые на подобном строительстве использовалась исключительно советская техника, материалы и специалисты.
На стройке работали экскаваторы, автомобили, тракторы и другая техника, но ее не хватало. Поэтому преобладал ручной труд. Наряду с вольнонаемными инженерами, проектировщиками и гидротехниками на строительстве канала трудились десятки тысяч заключенных, репрессированных в конце 1920-х годов и в 1930-е годы. Для этой стройки специально был организован Дмитровский исправительно-трудовой лагерь (Дмитрлаг), управляющий центр которого занял комплекс зданий Борисоглебского монастыря.
Строительство канала находилась под неусыпным наблюдением сотрудников Народного комиссариата внутренних дел (НКВД), в том числе личного состава Главного управления лагерей и мест заключения (ГУЛАГа) и Дмитрлага. Тяжесть земляных работ, плохое питание и жесткий лагерный режим приводили к высокой смертности среди строителей канала. По официальным данным, за время его прокладки погибли почти 23000 человек, по неофициальным — в разы больше.
Ранней весной 1937 года канал был почти готов. 23 марта 1937 года на самом высоком уровне было принято решение приступить к его наполнению водой из Волги. К 17 апреля эта работа была завершена. 2 мая по каналу с верхней Волги до Москвы впервые прошла флотилия специально построенных для плавания по нему теплоходов.
В течение 2,5 месяцев осуществлялась пробная эксплуатация канала. Официальной датой его открытия для пассажирского и грузового движения считается 15 июля 1937 года.
При строительстве канала особое внимание было уделено природоохранным вопросам. Часть рек и ручьев, пересекающих трассу, была пропущена под каналом в дюкерах и трубах. Проходящие по нему суда оборудовали специальными системами для сбора технических вод. Для озеленения канала со вкусом подбирали породы деревьев и кустарников. Сама трасса и прилегающие к ней территории были объявлены зонами санитарной охраны.
В 1941 году канал сыграл важную роль в защите Москвы от немецко-фашистских захватчиков во время Великой Отечественной войны (1941-1945). Подавая тогда около 80% питьевой воды для Москвы, канал имел важное стратегическое значение для жизнедеятельности столицы. Гидроэлектростанции канала составляли существенную долю от мощности энергосистемы, помогая в энергоснабжении региона. По нему перевозились военные грузы.
Понимая значение канала, немецкие войска рвались к нему, чтобы перерезать эту жизненно необходимую для Москвы транспортную и водноэнергетическую артерию. В конце ноября 1941 года немецкие части, продвигаясь от города Калинина (ныне Тверь) в направлении Большой Волги, начали форсировать замерзшее Иваньковское водохранилище, двигаясь по достаточно прочному льду. Работники Иваньковской ГЭС начали интенсивный сброс воды через плотину. Уровень воды в водохранилище понизился на два метра, лед стал оседать и ломаться. Войска и техника противника вынуждены были повернуть назад.
В этот же период немецкие войска начали наступление на участке Клин — Рогачево — Дмитров. По распоряжению командующего Западным фронтом Георгия Жукова к 1 декабря 1941 года вода из канала была сброшена в реку Сестру через водосброс Сестринских сооружений. В результате разлива рек Сестры и Яхромы образовался мощный водяной заслон, который преградил путь немецкой армии.
Канал выполнил роль мощного оборонительного и напорного рубежа в битве под Москвой. В память об этом на Перемиловских высотах под Дмитровом в 1966 году был сооружен монумент воинской славы. Отсюда началось наступление советских войск в начале декабря 1941 года.
В результате военных действий многие сооружения канала сильно пострадали. Сквозное движение по нему было открыто 19 мая 1942 года. Полностью восстановление канала было завершено в 1943 году.
В 1977 году канал был награжден орденом Трудового Красного Знамени.
В настоящее время Канал имени Москвы перекачивает более 1,5 миллиарда кубических метров воды, из которых 700 миллионов кубов воды идет на водоснабжение населения и предприятий, обеспечивая более 60% всего водопотребления города Москвы; более 500 миллионов кубов — на санитарное обводнение рек Москвы и Яузы; около 150 миллионов кубов используется для целей судоходства.
Инженеры и рабочие обслуживающие эту транспортную артерию, постоянно совершенствуют оборудование трассы. Канал стал своеобразной лабораторией, где испытываются и внедряются новейшие достижения гидротехники и электроники.
В административном здании Яхромского района гидротехнических сооружений, расположенном в поселке Деденево, 5 июля 2007 года бы открыт музей истории и современности Канала имени Москвы.
В память о строителях канала, на его берегу при подходе к шлюзу №4 (в районе поселка Деденево Московской области) возведена часовня Новомучеников в земле российской просиявших, а под городом Дмитровом на западном берегу трассы установлен мемориальный крест.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников