МОСКВА, 30 июн — РИА Новости. В России с 1 июля индексируют тарифы на коммунальные услуги. В среднем, согласно распоряжению кабмина, плата изменится на четыре процента. Однако по факту рост в регионах будет разным, и определяется он по большей части не столько экономическими расчетами, сколько платежеспособностью населения.
Особенности тарифного регулирования
С 2012 года тарифы на коммунальные услуги (электро- и газоснабжение, отопление, водоснабжение (горячее и холодное) и водоотведение (канализация)) повышают с 1 июля. По мнению властей, это должно помогать сдерживать инфляцию. То есть в период с 1 января по 30 июня действующие тарифы являются такими же, как они были по состоянию на 31 декабря предыдущего года. Со второго полугодия дорожают коммунальные услуги. Тариф на жилищные услуги также меняется раз в год, но это может произойти как с 1 января, так и с 1 июля в зависимости от решения УК или муниципалитета.
Исключение составляет лишь Крым, где пока изменение тарифов на теплоэнергию, газ, электроэнергию, воду и стоки происходит от одного до трех раз в год, а рост коммунальных тарифов ограничен 15% единоразово.
Наибольшее увеличение средних индексов роста коммунальных платежей с июля ждет Москву – на 7%; Санкт-Петербург, Якутию и Камчатку – на 6%. Минимальные значения средних индексов утверждены в Северной Осетии-Алании – 2,5%, в Алтайском крае – 3,2%, в Дагестане и Кабардино-Балкарии – по 3,3%.
Выше, чем в большинстве других областей, вырастут тарифы в Кемеровской области – на 5,9%, Тюменской области – на 5,4%, Приморском крае – на 5%, в Иркутской и Свердловской областях также на 5%. Средний индекс в Московской области увеличится на 4%, в Ленинградской – на 3,8%.
Контроль за правильностью начислений
Проверить правильность начислений несложно: стоимость коммунальных услуг за июль 2017 года нужно разделить на стоимость услуг за декабрь 2016-го (при условии сохранения объемов потребления) и умножить на 100%. Фактически показатель роста платежа не должен превышать предельный индекс.
Тарифы для населения не являются экономически обоснованными. Разница в стоимости тепло- и электроэнергии возмещается за счет средств местных бюджетов. Кроме того, граждане, у которых расходы на ЖК-услуги превышают 22% (предельно допустимые затраты на оплату ЖКУ) от общего дохода семьи, могут рассчитывать на получение субсидий.
Если же потребитель считает, что плата за коммунальные услуги начислена неверно, он может обратиться в свою УК или ТСЖ, а также местную Госжилинспекцию, которая следит за правильностью начисления коммунальной платы и соблюдением требований к предоставлению услуг в домах. Для проверки правильности начислений потребитель также может обратиться в прокуратуру и ФАС.
Единая система ЖКХ
Уже сейчас потребители могут через ГИС ЖКХ обратиться в госорганы с заявлением провести проверку в отношении управляющей компании или ресурсоснабжающей организации. С 1 января 2018 года компании будут нести административную ответственность, если не разместят необходимую информацию или данные окажутся неверными.
Между тем бизнес уже не раз критиковал ГИС ЖКХ. Так, председатель правления одной из крупнейших энергокомпаний страны — "Интер РАО" — Борис Ковальчук отмечал, что система часто отказывает, из-за чего не получается ввести информацию или исправить ошибки во введенных данных.