МОСКВА, 16 июн — РИА Новости. Экс-канцлер ФРГ Гельмут Коль был целеустремленным и достаточно жестким политиком, способным адаптироваться к новым политическим реалиям, рассказал РИА Новости германист Евгений Григорьев, который много лет проработал корреспондентом газеты "Правда" в ФРГ и лично общался с германским политиком.
Коль скончался в возрасте 87 лет в своем доме в Людвигсхафене.
"Это был достаточно целеустремленный человек. Достаточно жесткий и способный к маневру, способный изменить свою позицию", — сказал Григорьев.
"Ведь однажды, где-то выступая, он чуть ли не назвал (Михаила) Горбачева Геббельсом или таким же пропагандистом, тогда отношения были чрезвычайно испорчены. А потом все это переросло в некое взаимодействие", — рассказал он. Делясь своими впечатлениями от общения с Колем, Григорьев указал, что бывший канцлер "стремился к власти, к удержанию власти, он любил власть".
"Он был разным – он был одним до воссоединения Германии и после воссоединения. До воссоединения к нему начинали относиться как к человеку, который уже засиделся у власти. Он всегда был сторонником НАТО, объединения Европы, был одним из инициаторов введения общеевропейской валюты Евро", — отметил Григорьев. "А после воссоединения значительно возросла его роль в отношениях с Россией, которую раньше он оставлял в стороне, потому что ставка была другая и была "холодная война". Когда возможности к воссоединению открылись, он ухватился за них, и он быстро и энергично все сделал. Дал кредиты тогда Горбачеву большие", — указал германист.
Григорьев вспомнил о фразе, которую Коль любил повторять в связи с объединением Германии. "У него была такая фраза – что ему удалось "ухватиться за плащ летящей истории", — поделился Григорьев. "Он определял ход воссоединения – это его главная историческая заслуга. Он сумел нейтрализовать Лондон и Париж, а ведь (президент Франции Франсуа) Миттеран был против воссоединения Германии", — заявил Григорьев.
Вспоминая об общении Коля с журналистами, германист рассказал, что раз в год канцлер "обязательно устраивал поездку в винные районы своих родных мест". "И в ресторане шли откровенные беседы без права публикации. Как-то раз он накладывал мне в тарелку свое любимое блюдо – это такие свиные кишки с начинкой. Угощал всех", — поделился Григорьев.
"У него еще был помощник такой, который очень плохо видел. И я сам видел, как Коль его водил под ручку как почти слепого. Коль ужасно любил итальянскую кухню, и он и его ближайшие соратники заказывали еду из итальянского ресторана и вот этого помощника подслеповатого прозвали Карбонара", — рассказал Григорьев.