МОСКВА, 14 июн — РИА новости, Анна Урманцева. Существует восемь гипотез возникновения сновидений, каждая из которых подвергается жесткой критике ученых.
Есть представления о том, что сновидения могут быть последствием "систематизации данных" или "подготовкой к опасности", которую проводит мозг, чтобы "отрепетировать" столкновение с угрозой во сне (гипотеза принадлежит финскому неврологу Антти Ревонусуо).
Еще одна гипотеза считает сон защитным эволюционным механизмом, ведь во время сна мозг сохраняет все виды активности, исключая двигательную, то есть человек становится "очень похожим на труп". Таким образом, сон защищает человека, маскируя его под мертвого.
Профессор психологии Гарварда и исследователь сна Дейдра Барретт называет сон мобилизацией ресурсов для решения проблем. Она утверждает, что во сне мозг человека работает гораздо активнее и изобретательнее.
Что касается российских физиологов и исследователей сна, то многие из них склоняются к последней гипотезе возникновения сновидений как "побочного эффекта" при работе мозга во сне. Ее поддерживает и доктор биологических наук, главный научный сотрудник лаборатории обработки сенсорной информации Института проблем передачи информации РАН Иван Николаевич Пигарёв.
Схему образования сновидений ученый описывает так: в момент бодрствования в кору мозга для обработки поступают сигналы от экстерорецепторов — группы специализированных чувствительных образований, воспринимающих раздражения извне. Оттуда сигналы идут в структуры, связанные с возникновением ощущений. Иван Пигарев считает, что это структуры базальных ганглиев, находящихся в зоне переднего мозга, расположенного на границе между лобными долями и над мозговым стволом.
Активация нейронов в этой зоне связана с появлением в сознании сенсорных образов. Во сне направление потока меняется: сигналы приходят не извне, а изнутри. Они идут от интерорецепторов — большой группы чувствительных нервных окончаний, рассеянных в различных тканях и внутренних органах (в сердце, кровеносных и лимфатических сосудах, органах дыхания, пищеварительном тракте). Поток этих сигналов и определяет рисунок нейронной активности и ЭЭГ в период сна. Во сне сенсорная зона заблокирована, так как никакой информации извне не поступает, сознание человека отключается. Однако этот блок не является абсолютным, какие-то сигналы изнутри туда проникают. Они затрагивают те же нейроны базальных ганглиев, которые отвечали днем за возникновение ощущений.
Таким образом, в сознание проникают некоторые образы, которые, по сути, являются просто шумом. Особенно он затрагивает нейроны, которые были максимально возбуждены в прошлый период бодрствования. Если принять эту гипотезу, получается, что сновидения не имеют никакого функционального значения, а представляют собой легкую и безобидную патологию сна.