Директор Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) РФ генерал-полковник внутренней службы Александр Реймер был отправлен в отставку 26 июня 2012 года решением президента РФ. 25 февраля 2013 года был снят с должности замдиректора ФСИН генерал-майор внутренней службы Николай Криволапов.
Днем позже, 26 февраля, Следственный комитет РФ (СК) сообщил о продолжающейся проверке по факту нецелевого использования в системе ФСИН бюджетных средств, выделенных на закупку оборудования для системы электронного мониторинга подконтрольных лиц (электронных браслетов). С их помощью уголовно-исполнительные инспекции контролируют соблюдение условий домашнего ареста или наказаний, не связанных с лишением свободы.
Нарушения выявили в самой ФСИН в результате внутреннего расследования, начатого после задержания осенью 2012 года двух сотрудников ведомства, которые вымогали у предпринимателя два миллиона евро за содействие по контракту на закупку электронных браслетов. Результаты расследования в декабре 2012 года ФСИН передала в СК для принятия процессуального решения.
ФСИН закупала браслеты у ФГУП "Центр инженерно-технического обеспечения и связи Федеральной службы исполнения наказаний" (ЦИТОС). В устройствах не было блоков российской спутниковой системы навигации ГЛОНАСС. При этом ЦИТОС не производил браслеты, а лишь упаковывал и доставлял их, будучи по существу посредником, освобожденным, однако, от уплаты налога на добавленную стоимость (НДС) по государственным контрактам. Имея два филиала в Самарской области и Кемерово, учреждение занималось торговлей продуктами и сигаретами, а для создания видимости деятельности по контракту на браслеты арендовало цеха ООО "НПФ МЕТА".
Как выяснилось в дальнейшем, цены, по которым ЦИТОС предоставлял готовую продукцию ФСИН, были многократно завышены: стационарное и мобильное контрольные устройства стоимостью 19 тысяч рублей закупались по 108 и 128 тысяч соответственно. Цены утверждались непосредственно Реймером, Криволаповым и директором ЦИТОС Виктором Определеновым.
31 марта 2015 года Реймер, Криволапов, Определенов и генеральный директор "НПФ МЕТА" Николай Мартынов были арестованы решением Пресненского суда Москвы по обвинению в мошенничестве.
По версии следствия, в 2010-2012 годах Реймер, действуя в составе организованной преступной группы, похитил более 1,2 миллиарда рублей, а всего мошеннические действия группы нанесли бюджету РФ не менее 2,7 миллиарда рублей ущерба. В качестве оплаты услуг за пособничество в хищении Мартынов передал Реймеру более 140 миллионов рублей наличными.
В мае 2015 года Пресненский суд арестовал имущество Реймера на 15 миллионов рублей "в качестве обеспечительной меры".
В марте 2016 года ФСИН, признанная потерпевшей стороной и гражданским истцом, потребовала взыскать 2,7 миллиарда рублей с Реймера и других фигурантов дела.
29 июня 2016 года Замоскворецкий суд Москвы признал предпринимателя Мартынова виновным в мошенничестве, назначив ему наказание в виде трех лет и восьми месяцев колонии общего режима плюс штраф в 500 тысяч рублей. Из материалов судебного разбирательства следует, что Мартынов является изобретателем и производителем электронных браслетов СЭМПЛ. Его дело было выделено в отдельное производство и рассматривалось в особом порядке. Мартынов пошел на сделку со следствием и заявил о готовности компенсировать ущерб государству, предоставив семь тысяч новых комплектов устройств. Как отметили его адвокаты, предприниматель — единственный из "дела ФСИН", кто признал вину и изобличил остальных участников преступления.
12 августа 2016 года прокуратура Москвы утвердила обвинительное заключение по делу остающихся под арестом Реймера, Криволапова и Определенова. В зависимости от роли и степени участия они обвиняются в злоупотреблении должностными полномочиями, мошенничестве, совершенном с использованием служебного положения, в составе организованной группы, в особо крупном размере. 133 тома дела были направлены в Замоскворецкий суд.
На предварительных слушаниях 23 августа 2016 года защита обвиняемых просила суд вернуть дело прокурору по причине нарушений, допущенных в ходе расследования. Так, по словам адвокатов, не установлено место совершения преступления, обвинение неконкретно и надуманно, а оценкой ущерба занимался ненадлежащий эксперт, не разбирающийся в технологии.
Защита исходит из того, что российских аналогов СЭМПЛ на тот момент не было, а сейчас, спустя пять лет, говорить о завышении их стоимости нельзя.
Замоскворецкий районный суд Москвы 30 августа 2016 года приступил к рассмотрению по существу дела экс-главы ФСИН Александра Реймера. В ходе заседания прокурор огласил обвинительное заключение. По мнению прокуратуры, Реймер "действовал из корыстных побуждений вопреки интересам службы". По словам прокурора, он знал практику работы ведомства, оптовые и розничные цены различных поставщиков и был обязан рационально расходовать выделенные из бюджета деньги, но организовал заведомо завышенные цены на изделия. Обвиняемые заявили, что не признают своей вины.
7 сентября представитель ФСИН заявил в суде о снятии исковых требований с одного из фигурантов дела — Николая Мартынова. В то же время ФСИН увеличила сумму иска по делу до 3,4 миллиарда рублей. Потерпевшие намерены взыскать с фигурантов дела не только причиненный ущерб в размере 2,7 миллиарда рублей, но и 721 миллион рублей в качестве процентов "за пользование чужими денежными средствами".
22 мая 2017 года прокурор потребовал приговорить экс-директора ФСИН Александра Реймера к девяти годам лишения свободы, предложил суду оштрафовать Реймера на один миллион рублей и лишить его звания и всех госнаград. В то же время прокуратура сняла с бывшего чиновника одно из обвинений — в злоупотреблении полномочиями и отказалась поддержать иск ФСИН, как потерпевшей стороны, о взыскании с фигурантов дела ущерба. Николая Криволапова прокурор просил приговорить к шести годам колонии, а Виктора Определенова — к семи годам заключения.
По данным обвинения, подсудимые создали в системе ФСИН предприятие для производства электронных браслетов, госзаказ они разместили без конкурса. На самом деле, как отметил прокурор, браслеты производились другим предприятием и затем поставлялись в ведомство, за что подсудимые получали откаты в размере 10%. Реймер сам определил цену закупок, полагает следствие. К производству устройств, как считает прокурор, были привлечены заключенные. Продукция была низкого качества, уверен прокурор: устройства были неудобной формы и размера, аккумулятор быстро садился, сигнал срабатывал ложно, недостатки были и у программного обеспечения, например, плохая картография.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости