Нюра Н. Берг
Украина, моя прекрасная родина, — чудесный край, истекающий молоком и медом. В ней есть всё для счастливой жизни — мягкий климат, реки и моря, горы и долины, почти 9% мирового чернозема, образованное население, красивые города. Где еще плодиться и размножаться, если не на этих райских пажитях?
По основным демографическим показателям — продолжительность жизни, доля трудоспособного населения, рождаемость — страна уверенно занимает последние позиции в Европе. Ряд западных ученых считает, что Украина к 2030 году подойдет с показателями в 25-28 миллионов, а 2050-й встречать на родине будут и вовсе всего лишь миллионов 15 аборигенов. Собственно, любители конспирологии, читающие разнообразные, более или менее убедительно сфальсифицированные, "планы Даллеса", могут торжествующе заявить: ну вот, вы нам говорите, что плана нет, но все идет ровно по заложенному в нем сценарию. Никаких заводов и фабрик, а только бескрайние поля, на которых зловещая фирма "Монсанто" выращивает свои генномодифицированные химеры, и лишь изредка встречается обслуга — она в вышиванках спивае "Несе Галя воду". Ее научили читать и писать в пределах начальной школы — и ладно. На востоке — ряды вышек для добычи сланцевых газов, на юге — сколько глаз видит аквакультурные фермы с поедающим отбросы пангасиусом, город Ровно срыт под ровно в ходе добычи янтаря, лысые Карпаты — идеальное место для съемок футуристических ужастиков, зона для сталкеров и мародеров.
Катастрофическое обезлюживание страны идет уверенными темпами, и тому имеется несколько причин.
Уезжали, конечно, на заработки и жители востока и центра Украины, но не в таких циклопических масштабах.
И все же отъезд в дальнее зарубежье сильно тормозился препонами, которые Европа жестоко ставила перед теоретически горячо любимыми украинцами, и это — строгая визовая политика. На сегодняшний день минимум 40% граждан Украины работают в ЕС нелегально, со всеми вытекающими последствиями, главное из которых — полная социальная незащищенность.
В 2013-м публика вышла на Майдан под генеральным лозунгом "Хочу кружевные трусики и в ЕС", но за истекшие почти четыре года удалось реализовать (кое-кому) только первую часть мечты. Подписанная Ассоциация для Украины так и не стала частью пути в ЕС — зато оказалась глубоко невыгодной, чего уже никакими трусиками не прикрыть.
Вряд ли Европа ждала толпы фланирующих по Елисейским полям безденежных прохожих, от которых, кроме туристической нагрузки на инфраструктуру, ничего не получить. Но пойти на уступки пришлось, ибо было уже просто непристойно дальше тянуть.
Стремительно разрушающаяся экономика просто не может предложить гражданам рабочие места. Число вакансий для политологов, культурологов, активистов, наемных комментаторов в интернете, рейдеров и охранников все же не бесконечно, кое-кто зарабатывал и более скучными профессиями, а вот им применения все меньше. За постмайданное время Украина потеряла более двух с половиной миллионов рабочих мест, полмиллиона предпринимателей закрыли бизнес. Поэтому фактор массовой эмиграции будет только усиливаться. Конечно, через какое-то время еврочиновники поймут очевидное: шедевры живописи и архитектуры интересуют украинцев не так горячо, как возможность остаться в ЕС — хотя бы и на нелегальном положении. Но пока бюрократическая машина Европы провернет все свои шестеренки, несколько сот тысяч точно воспользуются окном возможностей.
Смертность на Украине давно превышала рождаемость, но в последние годы это превышение увеличилось — смертность обгоняет рождаемость в полтора раза.
Перспективы дальнейшего обезлюживания Украины предсказать несложно. И поскольку мы не верим в тайные ложи, управляющие планетой, остается констатировать: одна большая политическая нация добровольно, то стройными колоннами, то маршем, а то и паническим галопом, не просто убежала от своего возможного величия, но вошла в число исчезающих народов.