МОСКВА, 8 июн — РИА Новости. Недобросовестные банки используют различные схемы раздувания капитала, однако ЦБ РФ больше беспокоит не сама техника, а мягкость наказания банкиров за фальсификацию финансовой отчетности, сообщил в интервью РИА Новости зампред ЦБ Василий Поздышев.
По его словам, ЦБ не обладает правом законодательной инициативы, но участвует в работе по изменению формулировок ряда статей Уголовного кодекса РФ.
Нюансы
"Бывает так, что банк вывел средства, например, предоставил невозвратные кредиты, которые полностью "убили" его капитал. Банк России проводит проверку и в соответствии со своими полномочиями требует от банка достоверно отразить это в отчетности. Банк отражает изменения, после этого у него отзывается лицензия. В такой ситуации отчетность банка не признается недостоверной", — пояснил Поздышев.
Если банк, несмотря на требование ЦБ достоверно отразить операции, отказался это сделать и продолжал предоставлять регулятору недостоверную отчетность, только тогда она может быть признана недостоверной, добавил он. "Это очень тонкий нюанс, поскольку Банк России обязан требовать у банка замены отчетности на достоверную. Мы предлагаем это изменить — отчетность должна считаться недостоверной с момента обнаружения Банком России этого факта. Много таких нюансов", — сказал собеседник агентства.
Схемы раздувания капитала
Зампред ЦБ перечислил основные схемы фальсификации отчетности недобросовестными банками. Простейшая схема, которая в прошлом очень широко использовалась: банк выдает кредит какой-либо компании, которая через цепочку посредников, не всегда непрерывную, передает эти средства другим компаниям, и в результате деньги уходят за границу, а обратно возвращаются уже в виде субординированного кредита, увеличивающего капитал самого банка.
Вторая типовая схема — это увеличение капитала банка за счет фиктивных сделок и фиктивной прибыли. Например, банк может начислять проценты или комиссии, но никогда не получать их. Также банки при операциях с производными финансовыми инструментами со связанными с банком компаниями фиксируют на этих юридических лицах убытки, одновременно фиксируя на балансе банка "техническую" прибыль.
"Банк России будет очень строго относиться к подобным операциям", — заключил Поздышев.