С.-ПЕТЕРБУРГ, 1 июн — РИА Новости. Глава совета фонда "Центр стратегических разработок" Алексей Кудрин, выступая на ПМЭФ, попытался убедить министра финансов Антона Силуанова смягчить параметры бюджетного правила и направить часть дополнительных доходов от экспорта нефти и газа на финансирование структурных реформ в экономике. Однако Силуанов, в поддержку которого выступили глава Центробанка Эльвира Набиуллина и министр экономического развития Максим Орешкин, остался непреклонен.
Это правило, по сути, уже действует. Однако основоположник идеи ограничения бюджетных расходов Кудрин считает заявленные министерством условия слишком жесткими, по его мнению, они лишают экономику необходимых ресурсов для проведения реформ.
Кудрин хочет потратить
"Когда мы создавали Резервный фонд, мы с Германом Оскаровичем (Грефом) тогда и с другими моими коллегами рассматривали как долгосрочную цену на нефть, вокруг которой все будет строиться, выше которой не надо тратить средства, — 50 долларов за баррель", — напомнил Кудрин.
Кудрин признал, что бюджетное правило сейчас должно быть более жестким, чем предполагалось изначально, но предложил установить долгосрочную среднюю цену нефти в 45 долларов за баррель, а не 40, как хочет Минфин.
"Сделать отсечку на цене 45 — полезная вещь. Достаточная", — уверен Кудрин.
По его словам, такое смягчение бюджетного правила несущественно повлияет на укрепление рубля и инфляцию, если колебания цен будут не слишком резкими. "Если цена на нефть реально будет резко уходить вниз, тогда действительно нужно будет двигаться к более строгому ориентиру. Но пока, я думаю, мы будем жить (при цене нефти) около 40-60, я не думаю, что эффект будет опасным или рискованным", — добавил он.
Кудрин напомнил, что Минфин в первоначальном бюджетном правиле предлагал исходить из средней долгосрочной цены за последние десять лет, а она составляет 84 доллара за баррель. То есть, если бы власти придерживались этого с самого начала, уровень расходов бюджета сейчас мог быть гораздо выше.
"Мы находимся в зоне разумных значений, абсолютно адекватных для экономики и одновременно решающих задачу структурных реформ в стране", — заявил глава совета фонда ЦСР.
Риск точки невозврата
"Структурные равновесные цены нефти сейчас — это 40-50 долларов за баррель. Если мы говорим о 45-50 — хорошо, можем увеличить расходы. А если нет, если будет меньше? Мы опять начинаем создавать себе некие иллюзии. Мне кажется, нам нельзя здесь ориентироваться на какие-то прогнозы оптимистичные. Бюджет — это вообще не оптимистичный документ", — сказал он.
С главой Минфина согласилась и Эльвира Набиуллина.
"Эта логика может нас далеко завести — как по бюджетному правилу, так и по инфляции. Скажут так: давайте не четыре процента, а шесть процентов, завтра — восемь процентов, и вот вам новая инфляционная спираль", — сказала глава ЦБ. По ее мнению, власти должны четко придерживаться заданных ориентиров.
В поддержку цены отсечения в 40 долларов за баррель выступил министр экономического развития Максим Орешкин.
"Это важно, потому что это обеспечивает стабильность налогов", — добавил он. По словам Орешкина, смягчение правила и повышение цены нефти несет риски роста налогов.
Глава Минэкономразвития считает, что гораздо важнее вносить структурные изменения в бюджет, перераспределять неэффективные расходы в пользу тех, которые дают наибольший эффект для экономики.
Петербургский международный экономический форум (ПМЭФ), ставший ведущей мировой площадкой для общения деловых кругов и обсуждения ключевых экономических вопросов, в этом году проходит 1-3 июня. МИА "Россия сегодня" выступает информационным партнером форума.