Рейтинг@Mail.ru
Как в СССР 60 лет назад прошло первое ралли - РИА Новости, 03.03.2020
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Как в СССР 60 лет назад прошло первое ралли

Читать ria.ru в
Дзен

МОСКВА, 31 мая — РИА Новости, Сергей Белоусов. Ровно 60 лет назад, 31 мая 1957 года, неподалеку от здания аэроклуба имени Чкалова, расположенного на Волоколамском шоссе в Москве, собрались 117 автомобильных экипажей. Это были участники первого в истории СССР Всесоюзного многодневного ралли, в рамках которого они не только соревновались в скорости и водительском мастерстве, но и прямо по ходу гонки умудрялись посещать рестораны и снимать фильмы на "экшн-камеру". РИА Новости вспоминает о том, как в нашей стране появился новый вид автомобильного спорта.

Всем Союзом

Современные автомобильные ралли — мероприятие зрелищное, но практически лишенное своего первоначального смысла. Сейчас в гонках участвуют спортивные болиды, не имеющие почти ничего общего с серийными моделями. В 1950-е годы раллийный автомобиль имел минимум доработок. Принять участие в самых первых соревнованиях мог практически любой желающий даже на своей собственной машине. При этом победа на ралли была большим подспорьем для автопроизводителя, машины которого покупатели начинали ценить за выносливость, быстроту и надежность. Однако в то время организаторы гонок были столь же неопытны, как и их участники, так что вал критики обрушился на них даже через официальную советскую прессу.

Авария на ралли gif
Чешский автогонщик чудом не упал со скалы во время ралли

Главный принцип ралли до сих пор остается неизменным: экипаж состоит из пилота и штурмана, а состязание идет не за первое место в колонне автомобилей, как на шоссейно-кольцевых гонках, а за выполнение определенных условий движения. Маршрут делится на несколько спецучастков, которые надо пройти с определенной средней скоростью, за определенное время, не получив при этом штрафных очков. Организаторы 60 лет назад проложили маршрут протяженностью почти три тысячи километров. Раллисты стартовали из Москвы в сторону Минска, затем ехали в направлении Риги, после проезжали Псков и Витебск, откуда снова возвращались в Москву. На всю гонку было отведено ровно 52 часа, за которые требовалось пройти 29 контрольных пунктов. Позже выяснилось, что времени выделили слишком… много.

Средняя скорость прохождения спецучастка для автомобилей "Москвич" предполагалась в 50 км/ч, для "Побед" и ГАЗ-69 — 60 км/ч, быстрее всех должны были двигаться "Волги" и ЗИМ — 70 км/ч. Самым сложным оказался перегон Опочка — Псков, на котором многие машины сошли с дистанции. Подавляющее большинство экипажей проходило спецучастки на максимальной скорости, на которую была способна их машина, и в результате к финишу они приезжали за час-полтора до расчетного времени.

"Мне кажется, что средние скорости пробега были очень занижены. Я утверждаю это не потому, что, как гонщик, привык к большим скоростям. Нет, об этом говорили и многие участники", — делился своими впечатлениями участник Всесоюзного ралли, мастер спорта СССР Алексей Амбросенков с корреспондентами журнала "За рулем".

Среди участников были не только автоспортсмены. В составе экипажей оказались военный генерал Мортьянов, инженер Конев, доцент Панютин, летчик-испытатель Казьмин, дизайнер Долматовский и даже некая юрист Купинская, которая впервые села за руль незадолго до начала соревнований. Выступали как частные экипажи, так и команды Добровольного общества содействия армии, авиации и флоту (ДОСААФ), спортивных клубов "Торпедо" и Советской армии. Кстати, многие именитые советские гонщики того времени не смогли попасть даже в тройку победителей!

"Соревнования на регулярность движения очень интересны и, несомненно, имеют большое будущее. Они доступны не только узкому кругу спортсменов, но и большинству автомобилистов. Устраиваемые регулярно, ралли привлекут к участию в спорте множество автолюбителей, — рассказывал участник ралли 1957 года товарищ Пойда. — Однако при организации состязаний надо обязательно иметь в виду, что спортивные соревнования — это прежде всего борьба за преодоление трудностей. Хочется, чтобы в следующем году условия проведения ралли были продуманы более тщательно".

Ралли по правилам и без

Не менее пестрым был состав автомобилей: легковушки "Москвич-400" и "Москвич-402", ГАЗ М-20 "Победа" и "Волга" (ГАЗ-21), внедорожники ГАЗ-69 и даже представительский шестиместный седан ЗИМ-12. Все они были разбиты на классы. Первыми на старт выходили "Москвичи", за ними с отрывом примерно в сотню километров от аэроклуба имени Чкалова отъезжали считавшиеся скоростными "Волги" и ЗИМ. Организаторы предусмотрели для более быстрых машин уравнительные кольца под Минском и Ригой, но все равно через двое с лишним суток они финишировали в Москве в числе первых.

Первый спецучасток заканчивался на 108-м километре Минского шоссе, второй — на 230-м, а контрольный пункт третьего находился на 385-м километре возле Смоленска. Там же расположился первый заправочный пункт. Несмотря на наличие АЗС на пути, экипажи брали с собой канистры с бензином, а еще фляги с моторным маслом и запчасти, еду и теплую одежду. Регламентом гонок было строго запрещено отдыхать, ремонтировать машины или принимать пищу, запрещалось использовать нестандартные инструменты и заменять поломанные детали, однако на деле все вышло иначе.

"Я был начальником дистанции и со спортсменами разговаривал уже после финиша. Все они остались довольны состязаниями, — комментировал прошедшее ралли Ю. Гофман, судья всесоюзной категории. — По-моему, трасса ралли должна включать трудные участки дорог — горные, кроссовые, мелкие броды и так далее".

Так как участники гонки шли по дистанции с опережением графика, многие использовали этот временной лаг для починки машины, другие хорошенько высыпались. Были и такие, кто ездил обедать в рестораны, а один из экипажей умудрился захватить с собой кинокамеру и по ходу гонки снять полнометражный фильм! Вот она, первая в истории GoPro.

Тормоза придумали трусы

Несмотря на хорошее состояние дорожного покрытия и практически полное отсутствие уличного движения на маршруте (ГАИ во многих городах перекрывала улицы для раллистов), экипажам пришлось изрядно попотеть. Например, "Москвич-402" с экипажем ДОСААФ в составе Панютин — Столбовский, занявший по итогам соревнования первое место в своем классе, ломался на протяжении всего маршрута. Датчик уровня топлива автомобиля показывал неверные значения, при смене температуры воздуха переставали работать тормоза, в Латвии, где было дождливо, вода заливала салон, а при резком разгоне отказывал карбюратор. На обратном пути у Смоленска в коробке передач "Москвича" сломались синхронизаторы. С нескольких попыток удалось включить вторую скорость, но в результате этого вышли из строя все остальные: задняя передача восстановилась только в нескольких десятках километров от финиша.

"Условия многодневных соревнований следует изменить. Средние скорости движения должны быть больше, — вспоминал еще один участник ралли инженер Столбовский. — Нужно, чтобы возросло значение дорожной части состязаний. Ведь не секрет, что большинство участников получили штрафные очки при выполнении упражнений по фигурному вождению".

Не маршрут в несколько тысяч километров и не скоростные характеристики автомобилей определили победителей первого советского ралли. Все решило именно фигурное вождение, которое проводилось уже после финиша. В самом "слабом" классе "Москвич-400" победу отпраздновали спортсмены из ДОСААФ Игнатьев и Резнев, вышеупомянутые Панютин и Столбовский победили в группе "Москвич-402". Спортсмены клуба "Торпедо" Тенишев и Васюков выиграли гонку в классе "Победа" и ГАЗ-69, на самых быстрых "Волгах" и ЗИМ-12 лучшими оказались члены спортклуба Советской армии Кузнецов и Коняев. В двух классах собственных автомобилей победили члены ДОСААФ К. Сытин и П. Сытин, управлявшие "Победой", и Логвиненко и Авербух на "Москвич-400".

Некоторые из них впоследствии стали профессиональными пилотами и представляли СССР на различных международных соревнованиях. Хотя первые места советским гонщикам покорялись нечасто, но серебро и бронзу они периодически завоевывали. Зато была достигнута главная цель ралли — популяризация отечественного автопрома. Наши машины стали узнавать в разных уголках мира, в некоторые года — даже ценить за надежность и неприхотливость, что выражалось в увеличении экспортных поставок.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала