Мост "Золотые Ворота" (Golden Gate Bridge) в Сан-Франциско — висячий мост через пролив Золотые Ворота. Соединяет полуостров и город Сан-Франциско с северной материковой частью Калифорнии.
О необходимости строительства моста через пролив заговорили еще в XIX веке. После начала "золотой лихорадки" в Калифорнии население Сан-Франциско стремительно росло, но развитие города в значительной мере сдерживало отсутствие удобного транспортного сообщения с северными районами штата. Тогда Золотые Ворота можно было пересечь только на пароме. Тем не менее, к идее возведения моста возвращались вновь и вновь. Официальное предложение о строительстве появилось в 1916 году в статье газеты San Francisco Bulletin от имени бывшего студента инженерного факультета Джеймса Уилкинса. На него откликнулся инженер Джозеф Страусс.
С инженерной точки зрения реализовать проект было непросто. Необходимо было учитывать глубину бухты, мощные океанские течения, возникающие при приливах и отливах, а также повышенную сейсмоопасность местности. Кроме того, под мостом должны были свободно проходить океанские торговые и военные суда.
Первый проект Джозефа Страусса был отклонен. При разработке второго проекта Страусс решил использовать достижения в области металлургии и строить подвесной мост.
Он пригласил для работы инженера Чарльза Элтона Эллиса, известного специалиста, одного из авторов Манхэттенского моста в Нью-Йорке Леона Моисеева и архитектора Ирвинга Морроу.
В 1928 году Джозеф Страусс представил на рассмотрение специальной комиссии свои чертежи и финансовые расчеты. Инженерный талант сочетался у Страусса с огромными организаторскими способностями. Несмотря на трудные для американской экономики времена, он сумел добиться поддержки своего проекта общественным мнением, обеспечил содействие крупнейших политиков и финансовых воротил.
В ноябре 1932 года проект был окончательно утвержден, 5 января 1933 года строительство началось.
Проходило оно в очень сложных условиях. Для безопасности рабочих под возводимым полотном моста была натянута специальная проволочная сеть, тем не менее при строительстве 11 человек погибли. Огромных усилий потребовало возведение подводных фундаментов опор, так как во время приливов и отливов массы воды проходят через узкий проход с огромной скоростью.
27 мая 1937 года в 6 часов утра президент Франклин Рузвельт по телеграфу открыл пешеходное движение по мосту "Золотые Ворота", на следующий день здесь проехали первые автомобили.
Общая длина моста, сооруженного над проливом Золотые Ворота, составила 2 737 метров, при этом длина подвесной части — 1 966 метров. Ширина моста — 27 метров, высота опор — 227 метров, высота центральной части моста над водой — около 67 метров. Диаметр каждого из двух основных тросов составляет 92 сантиметра (они скручены из 27 572 оцинкованых стальных нитей диаметром 4,9 миллиметра), а длина — 2 332 метра. Через каждые 15 метров от несущих кабелей спускаются 250 пар вертикальных тросов.
На момент открытия это был самый большой подвесной мост в мире. Лишь в 1964 году рекорд перешел к мосту Верразано в штате Нью-Йорк.
Чтобы избежать коррозии металла, мост с самого начала был выкрашен оранжево-красной краской, так как в состав этих красителей входит свинцовый компонент. В 1960-х годах начались работы по улучшению защиты от коррозии, удалялась старая краска, ее заменили краской на базе силиката цинка, для наружного слоя стали использовать акриловую эмульсию.
За все время своего существования он был значительно модернизирован, в частности, было улучшено освещение, усилена сейсмостойкость конструкции моста, размещена стальная сетка в целях предотвращения самоубийств ("Золотые Ворота" получили печальную славу "моста самоубийств").
Конструкция моста выдержала не одно испытание. В декабре 1951 года, во время шторма, когда скорость ветра достигала более 110 километров в час, подвесная часть отходила от основного положения на семь с половиной метров, но мост после этого нуждался лишь в косметическом ремонте. Также в 1982 и 1983 году мост закрывали из-за сильного ветра, но опять никаких структурных повреждений у моста не было.
Уже в 1985 году по мосту проехал миллиардный автомобиль. В 1987 году в день, когда отмечалось 50-летие моста, по мосту прошли более 300 тысяч человек.
Ежедневно по мосту проезжает около 112 тысяч транспортных средств. С 1968 года проезд по мосту в направлении Сан-Франциско платный.
Мост "Золотые Ворота" является не только одной из основных транспортных магистралей Калифорнии, но и одной из самых популярных достопримечательностей штата.
Ежегодно его посещают более десяти миллионов туристов.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников