https://ria.ru/20170515/1494288020.html
"ВДНХ по-итальянски": какое искусство показывают и смотрят в Венеции
"ВДНХ по-итальянски": какое искусство показывают и смотрят в Венеции - РИА Новости, 15.05.2017
"ВДНХ по-итальянски": какое искусство показывают и смотрят в Венеции
Огромный гипсовый орел, под сапогом которого две тысячи гипсовых маленьких фигур. Так начинается выставка Theatrum Orbis павильона России на Венецианской... РИА Новости, 15.05.2017
2017-05-15T11:45:00+03:00
2017-05-15T11:45:00+03:00
2017-05-15T15:36:00+03:00
https://cdnn21.img.ria.ru/images/149418/49/1494184934_0:79:1500:923_1920x0_80_0_0_476aef64702549af21f867ed61c4ee31.jpg
венеция
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2017
Анна Кочарова
https://cdnn21.img.ria.ru/images/136955/36/1369553619_0:0:1000:999_100x100_80_0_0_66ace2ec27fd780c10067e7d664d995b.jpg
Анна Кочарова
https://cdnn21.img.ria.ru/images/136955/36/1369553619_0:0:1000:999_100x100_80_0_0_66ace2ec27fd780c10067e7d664d995b.jpg
Новости
ru-RU
https://ria.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
РИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
https://cdnn21.img.ria.ru/images/149418/49/1494184934_84:0:1417:1000_1920x0_80_0_0_4cbff3de030bd486dc37cbe2eec7ebcd.jpgРИА Новости
internet-group@rian.ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Анна Кочарова
https://cdnn21.img.ria.ru/images/136955/36/1369553619_0:0:1000:999_100x100_80_0_0_66ace2ec27fd780c10067e7d664d995b.jpg
аналитика, венеция, григорий брускин
Аналитика, Культура, Туризм, Венеция, Григорий Брускин
ВЕНЕЦИЯ, 15 мая — РИА Новости, Анна Кочарова. Огромный гипсовый орел, под сапогом которого две тысячи гипсовых маленьких фигур. Так начинается выставка Theatrum Orbis павильона России на Венецианской биеннале — самой престижной выставке современного искусства. Участвовать и, что важнее, представить интересный и заметный проект — вопрос почти что государственной важности.
В представлении мира о "культурной России" наш павильон на Биеннале встает в один ряд c Эрмитажем и Третьяковской галереей, Большим театром и дирижером Гергиевым. Впрочем, для всех стран легендарная выставка в Джардини (садах) — это такая "художественная ВДНХ".
Раз в два года в тридцати павильонах Биеннале открываются художественные выставки. Работают они в течение полугода. В целом же Венецианская биеннале включает все виды искусств. Знаменитый Венецианский кинофестиваль, который проходит ежегодно на острове Лидо, — часть этого огромного события.
Одновременно с национальными павильонами традиционно идут выставка основного проекта — в этом году она называется Viva Arte Viva (в ней также участвует российская художница Ирина Корина) — и параллельные программы. В этом году впервые на Биеннале свой проект представил ГМИИ им. А. С. Пушкина: выставка "Человек как птица. Образы путешествий" открылась в одном из венецианских палаццо.
Павильон России в Джардини — один из самых старых, красивых и заметных. Созданный по проекту Алексея Щусева и открытый в 1914 году, кому-то он напомнит сказочный терем, кому-то — пряничный домик. Говоря о проекте этого года, комиссар павильона и куратор выставки Семен Михайловский постоянно напоминает об истории этих мест. О том, как сам Щусев был недоволен первыми выставками картин в построенном павильоне; о том, как после революции здесь соседствовали Добужинский и Малевич. С 1938 по 1956 год — почти 20 лет — павильон был закрыт. А потом, после возобновления работы, сюда попадали лишь те, кто, напоминает Михайловский, проходил строгий идеологический отбор.
Новая — по сути, настоящая — выставочная жизнь началась в этом павильоне уже в 1990-е. Михайловский признается, что первоначально планировал представить в этом году в Венеции молодых художников. Но в итоге открывает выставку признанный во всем мире Гриша Брускин: его работы находятся в крупнейших музеях — от Санкт-Петербурга до Нью-Йорка. И вот теперь в Венеции он представил свой проект "Смена декораций", который открывает выставку в павильоне.
"Мой проект посвящен понятию массы, толпе. Толпе, которую в XIX веке понимали как единый организм, где человек теряет индивидуальность. И до современного понятия толпы как молчаливого большинства", — говорит художник. Эта толпа встречает зрителя в первой, как бы "заглавной" работе и дальше распадается на составные части, превращаясь то в видео, которое проецируют на стены, то в отдельные группы.
В этой смене декораций люди-манекены соседствуют с подобием архитектурных строений, напоминающих то башни Московского Кремля, то египетские пирамиды, то нью-йоркские небоскребы. Все эти фигуры отбрасывают тени — огромные и зловещие. "Мой проект посвящен новому миропорядку, где терроризм изменил нашу психологию и наше сознание", — объясняет Брускин.
Его выставка задает тональность всему павильону, и, пожалуй, соседство с таким масштабным автором, художником и философом выдержать непросто молодым авторам. "Им больше свойственна визуальность, новые технологии, эффекты — и это хорошо, они другие", — рассказывает Семен Михайловский, представляя двух молодых художников, Recycle Group, с которыми когда-то познакомился в Краснодаре.
Сегодня Андрей Блохин и Георгий Кузнецов уже известны и в Европе, и в Америке. Для павильона России они сделали выставку Blocked Content ("Заблокированный контент"), в которой используют новые технологии — от 3D-печати до приложения на мобильных телефонах и планшетах.
Зрители с удовольствием включаются в эту своеобразную игру: наводя телефон на льдины, в которых закованы (по сути, заблокированы) люди, они видят этих людей ожившими. Новая технология — не более чем новая форма подачи. "Во многом наш проект — аллегория ада, как он описан у Данте. И это наше видение будущего, наше понимание того, к чему могут привести все те процессы, которые мы наблюдаем уже сейчас," — поясняют авторы.
Для куратора Михайловского, по его словам, было важно объединить всех таких разных участников выставки. В конце зрители приходят в зал, где демонстрируется видео Саши Пироговой "Сад". Ее финал должен, по замыслу устроителей, давать надежду зрителям. Возможно, так и происходит: участники ее видео передвигаются по шуршащему гравию — такому же, как и на дорожках Джардини. Путь от тьмы к свету пройден. И этот замысел, как и идеи каждого участника экспозиции, "читается" очень четко. Во многом это большое преимущество: ведь современное искусство требует долгих и подробных пояснений, а это зачастую отталкивает неискушенных зрителей.