МОСКВА, 4 мая — РИА Новости. Число автобусных рейсов с Украины в Россию растет, несмотря на напряженность в отношениях между Киевом и Москвой, так как работать в России украинцам выгоднее, чем в Евросоюзе, пишет Украина.ру.
Маркер аварий
В ночь на 3 мая украинский автобус Mercedes, который следовал по маршруту Москва — Харьков, врезался в грузовик на 151-м километре трассы М-2 в Ясногорском районе. От удара оба транспортных средства воспламенились, в результате чего получили ранения несколько украинских граждан. Украинские новостные сайты практически не упоминали об этом дорожно-транспортном происшествии с соотечественниками. То ли чтобы не подчеркивать факт, что украинцы ездят во "вражескую" Россию, то ли в силу того, что инциденты с украинскими автобусами случаются в России регулярно.
Не далее как в апреле украинский рейсовый автобус, который направлялся из Краснодара в Мариуполь, столкнулся с большегрузом Volvo на подъезде к Ростову. Естественно, растущая интенсивность аварий указывает на участившиеся автобусные рейсы из Украины в Россию — и наоборот. И действительно, в 2016 году Госпогранслужба Украины сообщила о растущем количестве автобусных рейсов на территорию "страны-агрессора", никак не комментируя этот факт. Хотя он обусловлен многими факторами, которые можно назвать яркими маркерами нынешней украинской жизни.
Восточный транзит
Одной из самых важных причин, которые обусловили растущее количество перевозок на автобусах с украинскими номерами через территорию России, является пассажирский поток между различными украинскими городами неподконтрольной Киеву части Донбасса. После установления блокады большинство пассажиров из ЛНР и ДНР предпочитают объезжать линию разграничения по маршрутам, которые проходят окольным путем. Так, автобус рейса Донецк — Харьков вначале выезжает в Ростовскую область, затем следует в Белгород и оттуда въезжает на Украину, чтобы прибыть в конечный пункт следования.
На подъезде к границе водители меняют вывеску на рейс Белгород — Харьков или Воронеж — Харьков, но, как правило, маскировка ограничивается этими формальными действиями, которые не обманывают ни российских, ни украинских таможенников. Как правило, на это смотрят сквозь пальцы — всем ясно, что люди, которым нужно ехать к родне или по своим личным делам, предпочитают потратить лишнее время, чтобы безопасно проехать по мирной территории.
Ехать через блокпосты на линии разграничения опасно — там можно попасть под обстрел или стать жертвой пристрастного досмотра с непредсказуемыми последствиями.
Благодаря этому транзит между ЛНР и ДНР и украинскими городами постоянно растет, и на сегодня в нем задействовано более 50 регулярных рейсов, связывающих Донецк и Луганск с регионами центральной, восточной и южной Украины. Хотя, по некоторым данным, существует и автобус Донецк — Ровно — Львов с пересадкой в Киеве.
Миграция, самолеты и поезда
На растущее количество трудовых мигрантов наложилась отмена авиационного сообщения между Россией и Украиной. Конечно, большинство заробитчан не пользовались авиалиниями, несмотря на то что "Аэрофлот" совершал рейсы Москва — Киев за сравнительно небольшую сумму в 100 долларов. Однако большинство украинцев, которые работали на нефтегазодобыче в Тюмени и на российском Севере, пользовались именно самолетами. Часть из них и сейчас летают транзитными рейсами через Минск и Кишинев, но большинство все же освоили другие виды перевозок — включая автобусы.
Автор репортажа проехался в этом заробитчанском поезде, в котором массово, целыми бригадами, ехали трудовые мигранты — от молодежи до пожилых украинцев. В основном это были строители, которые и не думали отказываться от работы в Москве или Петербурге из-за проблем в украино-российских отношениях. Больше того, по их словам, после повышения коммунальных тарифов на Украине актуальность работы в Москве и других городах России только возросла. А работать в России по-прежнему удобнее и выгоднее, чем в Евросоюзе, — несмотря на нынешний статус украино-российских отношений.
Однако за последние годы на украино-российских маршрутах не появлялись новые поезда, а несколько железнодорожных рейсов были отменены. Поэтому запрос мигрантов удовлетворяют именно автобусные перевозчики. Известный украинский адвокат Татьяна Монтян опубликовала в своем блоге данные целого ряда автобусных фирм, которые регулярно возят пассажиров в Москву из Киева и других городов Украины. Зрада зрадой, а людям надо где-то работать.
Совместный бизнес
Более того, украинские автобусные перевозчики и тесно связанные с ними коммерческие структуры сотрудничают с российским бизнесом. Так, в прошлом году основанный украинцами автобусный сервис Busfor привлек 20 миллионов долларов от российских инвесторов. Busfor занимается в том числе онлайн-продажей билетов на автобусные перевозки и ориентируется на междугородние и международные рейсы.
Сервис работает на Украине, в России, Польше, Казахстане и Белоруссии, продавая билеты более пяти тысяч автобусных перевозчиков. Ежемесячно сервисом пользуются два миллиона человек. По данным компании, в странах СНГ Busfor занимает более 50% рынка онлайн-продажи билетов на автобусы — причем доля билетов, приобретенных именно онлайн, выросла за последний год более чем в три раза. И этот растущий спрос также связывается с активным развитием транспортных коммуникаций между двумя странами, которые так и не удалось разделить новым железным занавесом.