МИНСК, 26 апр – РИА Новости. Обсуждение вопросов безопасности сотрудников Специальной мониторинговой миссии (СММ) ОБСЕ в Донбассе, как ожидается, состоится во время заседания контактной группы по урегулированию конфликта на востоке Украины и ее рабочих подгрупп.
Несмотря на то, что из-за инцидента, произошедшего с патрулем СММ ОБСЕ 23 апреля в Луганской области, заседание рабочей подгруппы по безопасности перенесено, участники переговоров в белорусской столице не смогут обойти вниманием ситуацию с безопасностью в регионе конфликта и условиями работы международных наблюдателей.
Подрыв безопасности
Он подчеркнул, что "это не должно повторяться и это недопустимо". В начале апреля глава СММ ОБСЕ Эртугрул Апакан отмечал участившиеся случаи угроз жизни наблюдателей ОБСЕ, работающих на востоке Украины.
В воскресенье ОБСЕ сообщила о трагическом случае с участием сотрудников СММ: патруль миссии в составе двух автомашин подорвался в самопровозглашенной ЛНР, в результате один человек из состава патруля погиб, двое были ранены.
По данным организации, это был первый смертельный случай с момента начала работы миссии в 2014 году, когда член патруля был убит во время службы. Однако наблюдатели СММ только с начала этого года зафиксировали в Луганской области семь инцидентов, связанных с обстрелами миссии, рассказал заместитель руководителя команды наблюдателей СММ ОБСЕ в Луганской области Арне Далхауг.
При этом в МИД РФ заявили, что обстоятельства инцидента с подрывом автомобиля ОБСЕ в Луганской области Украины указывают на возможность провокации. "Очевидно, что подобные инциденты и общая эскалация напряженности выгодны тем, кто не заинтересован в выполнении политических, экономических и гуманитарных положений минского "Комплекса мер", — отметили в российском внешнеполитическом ведомстве.
Вовлеченные в конфликт стороны пообещали оказывать расследованию всяческое содействие, не упустив при этом возможность обвинить друг друга в произошедшем.
Киев эти обвинения опроверг. Министерство обороны Украины заявило, что вся ответственность за подрыв лежит на ополченцах.
Вооруженная миссия?
Как заявил глава МИД РФ Сергей Лавров после переговоров с генсеком ОБСЕ Заньером, меры по обеспечению безопасности наблюдателей ОБСЕ в Донбассе должны быть ужесточены. "Необходимо активизировать работу и в рамках контактной группы, и в рамках совместного "Центра координации и контроля", который был создан по просьбе президента (Украины Петра) Порошенко и состоит из российских и украинских военных", — заявил Лавров.
В связи с произошедшем перед участниками мирного процесса, безусловно, встанет вопрос о путях повышения гарантий безопасности сотрудникам СММ. В том числе может быть поднят вопрос о возможности вооружения миссии, о чем ранее неоднократно говорил Киев.
Ранее Киев обращался к ООН и ЕС с просьбой направить в Донбасс военную миссию, которая бы контролировала выполнение соглашения о прекращении огня. Вице-премьер Украины по вопросам европейской и евроатлантической интеграции Иванна Климпуш-Цинцадзе заявляла, что обсуждаемая в данный момент вооруженная миссия ОБСЕ "кажется сейчас единственным вариантом". По ее словам, варианты с миссиями ООН и ЕС "не сработали".
Однако на днях президент Украины Петр Порошенко в ходе телефонного разговора с госсекретарем США Рексом Тиллерсоном предложил активизировать рассмотрение вопроса о размещении в Донбассе миротворческой миссии ООН. Лавров 25 апреля обратил внимание, что "в минских договоренностях ни о каких миротворцах речь не идет". Глава МИД РФ отметил, что "в минских договоренностях поддерживается роль Специальной мониторинговой миссии ОБСЕ".
Негативный фон
Планируется, что на заседании политической подгруппы ключевым будет вопрос особого статуса территорий, гуманитарная группа продолжит согласовывать списки для обмена пленных и процесс их верификации, в экономической — будет рассмотрен вопрос об отключениях Киевом потребителей Донбасса от энерго- и водоснабжения.
Между тем ОБСЕ разочарована медленными темпами реализации на Украине минских соглашений, заявил генеральный секретарь организации. При этом он отметил, что "обязательства по реализации этих соглашений лежат на сторонах конфликта, мы должны только помогать этому процессу, а реализация сводится к сторонам конфликта".