МОСКВА, 19 апр — РИА Новости, Анна Михайлова. Белоснежная улыбка, приятный голос и идеальная фигура — современные стюардессы во многом напоминают моделей. Накануне Тушинский суд Москвы отклонил иск сотрудницы "Аэрофлота" о признании дискриминационными требования к размеру одежды бортпроводников. Таким образом, внутренние предписания авиаперевозчика, регулирующие "габариты" персонала, признаны законными.
Аргументы "Аэрофлота" просты: рабочее пространство стюардессы внутри самолета очень ограниченно, и, чтобы не мешать коллегам и пассажирам, она должна быть определенного телосложения. Кроме того, чем больше вес проводника, тем больше расход топлива. Кому-то такие критерии могут показаться обидными, но это далеко не самые строгие требования, которые применяют мировые авиакомпании.
![Стюардессы у стенда авиакомпании Аэрофлот на национальной выставке инфраструктуры гражданской авиации - NAIS 2017 в Москве Стюардессы у стенда авиакомпании Аэрофлот на национальной выставке инфраструктуры гражданской авиации - NAIS 2017 в Москве](https://cdnn21.img.ria.ru/images/148757/87/1487578748_0:0:3007:2048_768x0_80_0_0_26f70314bfb639d9cf13b378e765080b.jpg)
Однозначного ответа на вопрос, до какого возраста можно работать бортпроводником, нет, так как в некоторых странах, например в Великобритании, авиакомпаниям запрещено вводить возрастные ограничения при приеме на работу. В среднем на европейских авиалиниях резюме принимаются от претендентов в возрасте от 18 до 56 лет. Бывают, правда, и исключения. В 2015 году британский перевозчик Virgin Atlantic нанял 59-летнюю бабушку, имеющую 11 внуков, которая всю жизнь мечтала быть стюардессой.
Однако американские авиалинии не так либеральны в этом вопросе. Так, крупнейший авиаперевозчик в США — Delta Air Lines — нанимает стюардесс не старше 25 лет, ростом не менее 165 сантиметров и весящих не более 65 килограммов. Попытки обмануть потенциального работодателя могут закончиться конфузом — на собеседовании кандидатов взвешивают и измеряют.
![Стюардессы авиакомпании Вим Авиа в самолете Boeing 757-200, который 2 декабря 2015 года отправляется в первый рейс по маршруту Владивосток - Москва Стюардессы авиакомпании Вим Авиа в самолете Boeing 757-200, который 2 декабря 2015 года отправляется в первый рейс по маршруту Владивосток - Москва](https://cdnn21.img.ria.ru/images/133513/24/1335132430_0:0:2933:1877_768x0_80_0_0_391cf149fea051b27cd5b5aca3022f81.jpg)
Вообще, требование к весу — одно из самых распространенных при приеме на работу в зарубежных авиакомпаниях. Идеальный кандидат должен иметь индекс массы тела в среднем от 18 до 25. Чтобы рассчитать, соответствуют ли ваши пропорции этой формуле, дважды разделите свой вес на рост в метрах.
В позапрошлом году компания Air India выпустила предупреждение 600 сотрудникам из 3500 о необходимости сбросить вес в течение полугода, если они хотят сохранить работу. При этом нормальным для женщин, по мнению авиаперевозчика, признавался индекс массы тела от 18 до 22.
![Стюардессы авиакомпании Emirates на пресс-конференции в аэропорту Сиднея Стюардессы авиакомпании Emirates на пресс-конференции в аэропорту Сиднея](https://cdnn21.img.ria.ru/images/143581/66/1435816647_0:0:2000:1305_768x0_80_0_0_2e0cdb501f2b0eba0a452a42f1c699cc.jpg)
Для простоты многие авиакомпании просто вводят ограничения по размеру одежды — не больше российского 44-46-го, но существуют и более детальные требования. Например, у французской компании Aigle Azur строгие требования к объему бедер бортпроводниц — до 100 сантиметров. В китайскую China Southern Airlines не берут владельцев обуви больше 36-го размера.
А популярная авиалиния Объединенных Арабских Эмиратов Emirates придает особое значение размеру груди бортпроводниц. Он не должен превышать 75С.
Что касается роста, то тут разброс более демократичный — от 157 до 188 сантиметров. Самое главное, чтобы бортпроводник без труда дотягивался до полки над сидением пассажира и мог достать оттуда багаж весом до 10 килограммов.
![Стюардессы авиакомпании Qatar Airways в самолете Airbus A350XWB в международном аэропорту Дохи Стюардессы авиакомпании Qatar Airways в самолете Airbus A350XWB в международном аэропорту Дохи](https://cdnn21.img.ria.ru/images/143583/40/1435834046_0:0:2000:1364_768x0_80_0_0_edd681aefcfe990dfa4c989393b7e731.jpg)
Еще один важный анатомический аспект — идеальная улыбка. У большинства зарубежных авиакомпаний есть особые требования к гигиене рта, ровным зубам, отсутствию цветных коронок, брекетов и прочих инородных элементов, включая пирсинг. Серьги в "неположенных местах" вообще являются распространенным табу, наряду с татуировками (даже там, где их никто, кроме вас, не видит), шрамами, родимыми пятнами и длинными ногтями.
Под запрет нередко попадают и обычные ювелирные украшения. Так, в печально известной американской авиалинии United Airlines бортпроводникам нельзя носить больше четырех колец (по два на руку). Другая американская компания — лоукостер JetBlue — предостерегает стюардесс от любых аксессуаров, которые "не подходят к униформе".
![Стоянка самолетов у здания нового аэровокзала Бугульма в Бугульминском районе Татарстана Стоянка самолетов у здания нового аэровокзала Бугульма в Бугульминском районе Татарстана](https://cdnn21.img.ria.ru/images/143584/03/1435840323_0:0:3072:2048_768x0_80_0_0_a505a6b3ed72f45288de8a51b2878a43.jpg)
Не обходят вниманием и волосяной покров. Помимо очевидного запрета на вызывающие прически вроде фиолетового ирокеза или дредов, авиакомпании четко прописывают, как должна выглядеть голова бортпроводника. В British Airways нельзя иметь волосы ниже плеч. Компания United Airlines запрещает стюардам носить усы и бороды. Там же существует необычный запрет мужчинам пользоваться средствами макияжа.
В то же время стюардесс обязывают красить губы помадой или блеском. Аmerican Airlines, в свою очередь, предписывает бортпроводникам следить за волосами в носу и ушах.
![Ричард Брэнсон в качестве стюардессы авиаперевозчика AirAsia Ричард Брэнсон в качестве стюардессы авиаперевозчика AirAsia](https://cdnn21.img.ria.ru/images/93700/62/937006283_0:0:3500:2333_768x0_80_0_0_6c7e38747004327dccb766640ce6e183.jpg)
Сотрудники авиалиний не только не хозяева своей коже, волосам и ногтям, но даже личной жизни. Во многих компаниях, например в немецкой Lufthansa, индийской Jet Airways или английской British Airways, к стюардессам предъявляются требования не состоять в браке и не иметь детей.
С одной стороны, это обусловлено заботой о гипотетической семье. Ведь работа бортпроводника опасна, и авиакомпании не хотят брать на себя ответственность за детей, которые в случае крушения самолета останутся сиротами. К тому же из-за постоянных перелетов у стюардесс остается не так много времени на семью. И все же многие находят эти требования дискриминационными, отмечая, что человек сам вправе расставлять приоритеты.
Постепенно под давлением общественности строгие правила авиалиний меняются. Так, в 2015 году престижная Qatar Airways оказалась в центре скандала с увольнением стюардесс, которые забеременели или вышли замуж до истечения пяти лет работы в компании. После того как политику авиаперевозчика осудила Международная организация труда под эгидой ООН, ограничения были отменены.