Война и революция всегда пользуются самыми новыми технологиями, которые только доступны обществу. 1917 год в России — не исключение: в дело пошли все технические новинки начала ХХ века. И прежде всего — конечно, автомобили. Самодвижущиеся экипажи к началу Первой Мировой войны уже стали достаточно мощными и надежными, чтобы превосходить "один на один" любые конные экипажи. Грузовик берет больше груза, чем ломовая лошадь; автобус и даже легковое авто перевозит больше людей, чем пролетка. А главное — автомобили ездят быстрее, неотвратимо быстрее. И остановить их куда труднее, чем застрелить лошадь…
© Фото : Library of CongressНизложив Николая II, революционеры в 1917 году оказались хозяевами императорского гаража. Большинство автомобилей из него разошлось по ведомствам - дефицит машин, вызванный войной, ощущался как никогда. На фото - полугусеничный Packard с движителем конструкции инженера Адольфа Кегресса, личного шофера Николая и заведующего императорским гаражом. Он был построен в конце 1916 года.
Низложив Николая II, революционеры в 1917 году оказались хозяевами императорского гаража. Большинство автомобилей из него разошлось по ведомствам - дефицит машин, вызванный войной, ощущался как никогда. На фото - полугусеничный Packard с движителем конструкции инженера Адольфа Кегресса, личного шофера Николая и заведующего императорским гаражом. Он был построен в конце 1916 года.
1 из 18
© РИА Новости | Перейти в медиабанкБроневик "Илья Муромец" - уникальная конструкция, по своим параметрам вполне соответствовавшая первым танкам, но более традиционная. Он построен на базе тяжелого американского трактора Allis-Chalmers в 1916 году и предназначался для фронта, однако на войну не успел. После революции "бронетрактор" оригинальной конструкции инженера Гулькевича был переименован в "Красный Петербург" и всю Гражданскую войну числился в резерве броневого отдела Главного военно-инженерного управления Красной Армии. В 1922 - 23 годах броневик вместе с его "родным братом" - "Ахтырцем" - порезали на металл из-за недостатка запчастей.
Броневик "Илья Муромец" - уникальная конструкция, по своим параметрам вполне соответствовавшая первым танкам, но более традиционная. Он построен на базе тяжелого американского трактора Allis-Chalmers в 1916 году и предназначался для фронта, однако на войну не успел. После революции "бронетрактор" оригинальной конструкции инженера Гулькевича был переименован в "Красный Петербург" и всю Гражданскую войну числился в резерве броневого отдела Главного военно-инженерного управления Красной Армии. В 1922 - 23 годах броневик вместе с его "родным братом" - "Ахтырцем" - порезали на металл из-за недостатка запчастей.
2 из 18
© РИА Новости | Перейти в медиабанкНо основной техникой 1917 года все-таки были не легковые авто и не экспериментальные броневики, а обычные - закупленные для армии или реквизированные для нее - грузовики. В одну такую машину могло поместиться внушительное вооруженное соединение.
Но основной техникой 1917 года все-таки были не легковые авто и не экспериментальные броневики, а обычные - закупленные для армии или реквизированные для нее - грузовики. В одну такую машину могло поместиться внушительное вооруженное соединение.
3 из 18
© РИА Новости | Перейти в медиабанкВпрочем, и легковая машина представляла собой отличную боевую единицу. Особенно если вооружить ее пулеметами.
Впрочем, и легковая машина представляла собой отличную боевую единицу. Особенно если вооружить ее пулеметами.
4 из 18
© РИА Новости | Перейти в медиабанкБроневики выступали главной ударной силой, против которой были бессильны любые соединения, вооруженные легким стрелковым оружием. Причем сами по себе бронемашины были тогда крайне примитивными, построенными на шасси тракторов и грузовиков.
Броневики выступали главной ударной силой, против которой были бессильны любые соединения, вооруженные легким стрелковым оружием. Причем сами по себе бронемашины были тогда крайне примитивными, построенными на шасси тракторов и грузовиков.
5 из 18
© РИА Новости | Перейти в медиабанкДаже выведенные из строя автомобили могли послужить революции. Например, в виде баррикады.
Даже выведенные из строя автомобили могли послужить революции. Например, в виде баррикады.
6 из 18
© РИА Новости | Перейти в медиабанкДля основной массы россиян в 1917 году средство передвижения - телега или поезд. Железные дороги (профсоюз которых, Викжель, тогда представлял собой значительную силу) переполнены. Кто не может купить билет, едут на крышах железнодорожных вагонов. Голод и война гонят людей из дома.
Для основной массы россиян в 1917 году средство передвижения - телега или поезд. Железные дороги (профсоюз которых, Викжель, тогда представлял собой значительную силу) переполнены. Кто не может купить билет, едут на крышах железнодорожных вагонов. Голод и война гонят людей из дома.
7 из 18
© РИА Новости | Перейти в медиабанкПросто так выехать на автомобиле (да и пройти) по улицам Петрограда в 1917 году - невозможно, обязательно встретишь патруль. А дальше - как повезет, если только нет надежных документов.
Просто так выехать на автомобиле (да и пройти) по улицам Петрограда в 1917 году - невозможно, обязательно встретишь патруль. А дальше - как повезет, если только нет надежных документов.
8 из 18
© РИА Новости | Перейти в медиабанкБронированный грузовик - гордость красногвардейцев. Тем более что на хорошем заводе такой могли сделать своими руками из подходящих металлических листов.
Бронированный грузовик - гордость красногвардейцев. Тем более что на хорошем заводе такой могли сделать своими руками из подходящих металлических листов.
9 из 18
© РИА Новости / Виктор Булла | Перейти в медиабанкОдна из распространенных моделей грузовиков того времени - Fiat-15, ставший потом первым советским грузовиком АМО Ф15.
Одна из распространенных моделей грузовиков того времени - Fiat-15, ставший потом первым советским грузовиком АМО Ф15.
10 из 18
© РИА Новости | Перейти в медиабанкРоскошные авто старого Петрограда переходят в руки тех, кого и рядом с машинами представить было странно. Лимузины (на фото - опять же "Паккард") ощетинивались винтовками.
Роскошные авто старого Петрограда переходят в руки тех, кого и рядом с машинами представить было странно. Лимузины (на фото - опять же "Паккард") ощетинивались винтовками.
11 из 18
© РИА Новости | Перейти в медиабанкУсиленные работы по обзаведению броневойсками велись в 1915 - 1916 годах. Однако вместо фронта новые броневики оказались на столичных улицах.
Усиленные работы по обзаведению броневойсками велись в 1915 - 1916 годах. Однако вместо фронта новые броневики оказались на столичных улицах.
12 из 18
© РИА Новости | Перейти в медиабанкБроневик "Лейтенант Шмидт" - один из 63 поставленных в Россию бронированных автомобилей "Шеффилд-Симплекс" с двумя пулеметными башнями, поставленными диагонально. Для фронта, однако, машины оказались плохо пригодны.
Броневик "Лейтенант Шмидт" - один из 63 поставленных в Россию бронированных автомобилей "Шеффилд-Симплекс" с двумя пулеметными башнями, поставленными диагонально. Для фронта, однако, машины оказались плохо пригодны.
13 из 18
© РИА Новости | Перейти в медиабанкВ годы Первой мировой в Россию попало множество американских автомобилей. В том числе и достаточно экзотических марок. На фото - Selden, детище Джорджа Селдена, пионера автомобилестроения в США. С 1906 до 1914 года под маркой Selden выпускались легковые авто, потом - грузовики, продававшиеся в том числе в России. Модель была достаточно надежной, грузоподъемностью в 2 тонны. Конструкция этих грузовиков (под названием Liberty B) была унифицированной для нескольких американских производителей.
В годы Первой мировой в Россию попало множество американских автомобилей. В том числе и достаточно экзотических марок. На фото - Selden, детище Джорджа Селдена, пионера автомобилестроения в США. С 1906 до 1914 года под маркой Selden выпускались легковые авто, потом - грузовики, продававшиеся в том числе в России. Модель была достаточно надежной, грузоподъемностью в 2 тонны. Конструкция этих грузовиков (под названием Liberty B) была унифицированной для нескольких американских производителей.
14 из 18
© РИА Новости | Перейти в медиабанкАналогичный американский грузовик, вид в "профиль". Мощный и тяжелый грузовик тех времен не мог служить защитой от пуль, но функцию перевозки вооруженного отряда выполнял исправно.
Аналогичный американский грузовик, вид в "профиль". Мощный и тяжелый грузовик тех времен не мог служить защитой от пуль, но функцию перевозки вооруженного отряда выполнял исправно.
15 из 18
© РИА Новости | Перейти в медиабанкВообще, грузовик, наполненный вооруженными людьми, до самой Второй мировой войны был своего рода символом чрезвычайного положения в городе. Потом место такого грузовика в массовом сознании заняли танки на улицах.
Вообще, грузовик, наполненный вооруженными людьми, до самой Второй мировой войны был своего рода символом чрезвычайного положения в городе. Потом место такого грузовика в массовом сознании заняли танки на улицах.
16 из 18
© РИА Новости | Перейти в медиабанкСильнее грузовика с солдатами были только броневики - у них были наготове пулеметы, а сами они были против пуль неуязвимы.
Сильнее грузовика с солдатами были только броневики - у них были наготове пулеметы, а сами они были против пуль неуязвимы.
17 из 18
© РИА Новости | Перейти в медиабанкНа службу революции поступили и немногочисленные городские автобусы. С перевозкой военных они справлялись так же хорошо, как и грузовики.
На службу революции поступили и немногочисленные городские автобусы. С перевозкой военных они справлялись так же хорошо, как и грузовики.
18 из 18