Война и революция всегда пользуются самыми новыми технологиями, которые только доступны обществу. 1917 год в России — не исключение: в дело пошли все технические новинки начала ХХ века. И прежде всего — конечно, автомобили. Самодвижущиеся экипажи к началу Первой Мировой войны уже стали достаточно мощными и надежными, чтобы превосходить "один на один" любые конные экипажи. Грузовик берет больше груза, чем ломовая лошадь; автобус и даже легковое авто перевозит больше людей, чем пролетка. А главное — автомобили ездят быстрее, неотвратимо быстрее. И остановить их куда труднее, чем застрелить лошадь…
© Фото : Library of CongressНизложив Николая II, революционеры в 1917 году оказались хозяевами императорского гаража. Большинство автомобилей из него разошлось по ведомствам - дефицит машин, вызванный войной, ощущался как никогда. На фото - полугусеничный Packard с движителем конструкции инженера Адольфа Кегресса, личного шофера Николая и заведующего императорским гаражом. Он был построен в конце 1916 года.
![Автомобиль-сани бывшего царя Николая II Автомобиль-сани бывшего царя Николая II](https://cdnn21.img.ria.ru/images/149134/59/1491345954_0:0:640:399_768x0_80_0_1_64f2bc2addee495db67ae7b9d150471f.jpg)
Низложив Николая II, революционеры в 1917 году оказались хозяевами императорского гаража. Большинство автомобилей из него разошлось по ведомствам - дефицит машин, вызванный войной, ощущался как никогда. На фото - полугусеничный Packard с движителем конструкции инженера Адольфа Кегресса, личного шофера Николая и заведующего императорским гаражом. Он был построен в конце 1916 года.
1 из 18
© РИА Новости | Перейти в медиабанкБроневик "Илья Муромец" - уникальная конструкция, по своим параметрам вполне соответствовавшая первым танкам, но более традиционная. Он построен на базе тяжелого американского трактора Allis-Chalmers в 1916 году и предназначался для фронта, однако на войну не успел. После революции "бронетрактор" оригинальной конструкции инженера Гулькевича был переименован в "Красный Петербург" и всю Гражданскую войну числился в резерве броневого отдела Главного военно-инженерного управления Красной Армии. В 1922 - 23 годах броневик вместе с его "родным братом" - "Ахтырцем" - порезали на металл из-за недостатка запчастей.
![Военные на тяжелом броневике Илья Муромец, прибывшем к Смольному в распоряжение Военно-революционного комитета Военные на тяжелом броневике Илья Муромец, прибывшем к Смольному в распоряжение Военно-революционного комитета](https://cdnn21.img.ria.ru/images/149088/86/1490888667_0:0:2082:2048_768x0_80_0_1_5a708ff75ca0be8faa3db4e761fd6fe1.jpg)
Броневик "Илья Муромец" - уникальная конструкция, по своим параметрам вполне соответствовавшая первым танкам, но более традиционная. Он построен на базе тяжелого американского трактора Allis-Chalmers в 1916 году и предназначался для фронта, однако на войну не успел. После революции "бронетрактор" оригинальной конструкции инженера Гулькевича был переименован в "Красный Петербург" и всю Гражданскую войну числился в резерве броневого отдела Главного военно-инженерного управления Красной Армии. В 1922 - 23 годах броневик вместе с его "родным братом" - "Ахтырцем" - порезали на металл из-за недостатка запчастей.
2 из 18
© РИА Новости | Перейти в медиабанкНо основной техникой 1917 года все-таки были не легковые авто и не экспериментальные броневики, а обычные - закупленные для армии или реквизированные для нее - грузовики. В одну такую машину могло поместиться внушительное вооруженное соединение.
![Солдаты - участники революционных событий в Москве Солдаты - участники революционных событий в Москве](https://cdnn21.img.ria.ru/images/149135/31/1491353144_0:0:3000:1736_768x0_80_0_1_36f74f45bbe9722818ba22dcc7abcf90.jpg)
Но основной техникой 1917 года все-таки были не легковые авто и не экспериментальные броневики, а обычные - закупленные для армии или реквизированные для нее - грузовики. В одну такую машину могло поместиться внушительное вооруженное соединение.
3 из 18
© РИА Новости | Перейти в медиабанкВпрочем, и легковая машина представляла собой отличную боевую единицу. Особенно если вооружить ее пулеметами.
![Вооруженный пулеметами автомобиль на улицах Москвы Вооруженный пулеметами автомобиль на улицах Москвы](https://cdnn21.img.ria.ru/images/149135/33/1491353393_0:0:2598:2048_768x0_80_0_1_9360a49c28f0bad42c1ca93024d56dff.jpg)
Впрочем, и легковая машина представляла собой отличную боевую единицу. Особенно если вооружить ее пулеметами.
4 из 18
© РИА Новости | Перейти в медиабанкБроневики выступали главной ударной силой, против которой были бессильны любые соединения, вооруженные легким стрелковым оружием. Причем сами по себе бронемашины были тогда крайне примитивными, построенными на шасси тракторов и грузовиков.
![Бронеотряд при центральном штабе Красной Гвардии Бронеотряд при центральном штабе Красной Гвардии](https://cdnn21.img.ria.ru/images/149135/36/1491353672_0:0:3000:1922_768x0_80_0_1_c91c1011327d67f645b09242e591af4f.jpg)
Броневики выступали главной ударной силой, против которой были бессильны любые соединения, вооруженные легким стрелковым оружием. Причем сами по себе бронемашины были тогда крайне примитивными, построенными на шасси тракторов и грузовиков.
5 из 18
© РИА Новости | Перейти в медиабанкДаже выведенные из строя автомобили могли послужить революции. Например, в виде баррикады.
![Петроград. Октябрь 1917 года. Баррикады на улицах города Петроград. Октябрь 1917 года. Баррикады на улицах города](https://cdnn21.img.ria.ru/images/149135/39/1491353937_0:0:2666:2048_768x0_80_0_1_340237981898c03fae73ca964b84f597.jpg)
Даже выведенные из строя автомобили могли послужить революции. Например, в виде баррикады.
6 из 18
© РИА Новости | Перейти в медиабанкДля основной массы россиян в 1917 году средство передвижения - телега или поезд. Железные дороги (профсоюз которых, Викжель, тогда представлял собой значительную силу) переполнены. Кто не может купить билет, едут на крышах железнодорожных вагонов. Голод и война гонят людей из дома.
![Разруха на транспорте. 1917 год Разруха на транспорте. 1917 год](https://cdnn21.img.ria.ru/images/149135/40/1491354053_0:0:2649:2048_768x0_80_0_1_739bc186a67836ac943640c047d90024.jpg)
Для основной массы россиян в 1917 году средство передвижения - телега или поезд. Железные дороги (профсоюз которых, Викжель, тогда представлял собой значительную силу) переполнены. Кто не может купить билет, едут на крышах железнодорожных вагонов. Голод и война гонят людей из дома.
7 из 18
© РИА Новости | Перейти в медиабанкПросто так выехать на автомобиле (да и пройти) по улицам Петрограда в 1917 году - невозможно, обязательно встретишь патруль. А дальше - как повезет, если только нет надежных документов.
![Патруль моряков на улицах Петрограда. 1917 год Патруль моряков на улицах Петрограда. 1917 год](https://cdnn21.img.ria.ru/images/149135/42/1491354286_0:0:2811:2048_768x0_80_0_1_6998006de192fdda016690bd1eea1fcf.jpg)
Просто так выехать на автомобиле (да и пройти) по улицам Петрограда в 1917 году - невозможно, обязательно встретишь патруль. А дальше - как повезет, если только нет надежных документов.
8 из 18
© РИА Новости | Перейти в медиабанкБронированный грузовик - гордость красногвардейцев. Тем более что на хорошем заводе такой могли сделать своими руками из подходящих металлических листов.
![Рабочие на броневике. Красная площадь, 1917 год Рабочие на броневике. Красная площадь, 1917 год](https://cdnn21.img.ria.ru/images/149135/47/1491354786_0:0:1835:2048_768x0_80_0_1_9c94aa7629850a80c1c4e98e54e65754.jpg)
Бронированный грузовик - гордость красногвардейцев. Тем более что на хорошем заводе такой могли сделать своими руками из подходящих металлических листов.
9 из 18
© РИА Новости / Виктор Булла | Перейти в медиабанкОдна из распространенных моделей грузовиков того времени - Fiat-15, ставший потом первым советским грузовиком АМО Ф15.
![Красногвардейцы на Конногвардейском бульваре в Петрограде. Октябрь 1917 года. Фотография Виктора Буллы. Красногвардейцы на Конногвардейском бульваре в Петрограде. Октябрь 1917 года. Фотография Виктора Буллы.](https://cdnn21.img.ria.ru/images/149135/55/1491355526_0:0:3000:1689_768x0_80_0_1_9a26572ab9704c80ac23cd4897f6f1ff.jpg)
Одна из распространенных моделей грузовиков того времени - Fiat-15, ставший потом первым советским грузовиком АМО Ф15.
10 из 18
© РИА Новости | Перейти в медиабанкРоскошные авто старого Петрограда переходят в руки тех, кого и рядом с машинами представить было странно. Лимузины (на фото - опять же "Паккард") ощетинивались винтовками.
![Революционеры на посыльном автомобиле Думы с вооруженной охраной в первые дни Февральской революции Революционеры на посыльном автомобиле Думы с вооруженной охраной в первые дни Февральской революции](https://cdnn21.img.ria.ru/images/149135/57/1491355747_0:0:2693:2048_768x0_80_0_1_56538c6388a6d9453021142a21c9c594.jpg)
Роскошные авто старого Петрограда переходят в руки тех, кого и рядом с машинами представить было странно. Лимузины (на фото - опять же "Паккард") ощетинивались винтовками.
11 из 18
© РИА Новости | Перейти в медиабанкУсиленные работы по обзаведению броневойсками велись в 1915 - 1916 годах. Однако вместо фронта новые броневики оказались на столичных улицах.
![Октябрьские дни в Петрограде Октябрьские дни в Петрограде](https://cdnn21.img.ria.ru/images/149135/64/1491356406_0:0:2757:2048_768x0_80_0_1_9cf850e30fda14130ba892198e4537ad.jpg)
Усиленные работы по обзаведению броневойсками велись в 1915 - 1916 годах. Однако вместо фронта новые броневики оказались на столичных улицах.
12 из 18
© РИА Новости | Перейти в медиабанкБроневик "Лейтенант Шмидт" - один из 63 поставленных в Россию бронированных автомобилей "Шеффилд-Симплекс" с двумя пулеметными башнями, поставленными диагонально. Для фронта, однако, машины оказались плохо пригодны.
![Отряд Красной гвардии Путиловской боевой дружины Отряд Красной гвардии Путиловской боевой дружины](https://cdnn21.img.ria.ru/images/149135/66/1491356624_0:0:2701:2047_768x0_80_0_1_19544182a7d49614d4029432061617a2.jpg)
Броневик "Лейтенант Шмидт" - один из 63 поставленных в Россию бронированных автомобилей "Шеффилд-Симплекс" с двумя пулеметными башнями, поставленными диагонально. Для фронта, однако, машины оказались плохо пригодны.
13 из 18
© РИА Новости | Перейти в медиабанкВ годы Первой мировой в Россию попало множество американских автомобилей. В том числе и достаточно экзотических марок. На фото - Selden, детище Джорджа Селдена, пионера автомобилестроения в США. С 1906 до 1914 года под маркой Selden выпускались легковые авто, потом - грузовики, продававшиеся в том числе в России. Модель была достаточно надежной, грузоподъемностью в 2 тонны. Конструкция этих грузовиков (под названием Liberty B) была унифицированной для нескольких американских производителей.
![Отряд народной милиции едет в автомобиле по улице Киева во время Февральской революции Отряд народной милиции едет в автомобиле по улице Киева во время Февральской революции](https://cdnn21.img.ria.ru/images/149135/68/1491356818_0:0:2130:2048_768x0_80_0_1_16238d28ad99400d607bc9d78eb6fbe9.jpg)
В годы Первой мировой в Россию попало множество американских автомобилей. В том числе и достаточно экзотических марок. На фото - Selden, детище Джорджа Селдена, пионера автомобилестроения в США. С 1906 до 1914 года под маркой Selden выпускались легковые авто, потом - грузовики, продававшиеся в том числе в России. Модель была достаточно надежной, грузоподъемностью в 2 тонны. Конструкция этих грузовиков (под названием Liberty B) была унифицированной для нескольких американских производителей.
14 из 18
© РИА Новости | Перейти в медиабанкАналогичный американский грузовик, вид в "профиль". Мощный и тяжелый грузовик тех времен не мог служить защитой от пуль, но функцию перевозки вооруженного отряда выполнял исправно.
![Отряд красногвардейцев. Петроград. 1917 год Отряд красногвардейцев. Петроград. 1917 год](https://cdnn21.img.ria.ru/images/149135/71/1491357191_0:0:3000:1984_768x0_80_0_1_f6d7f32b65d88736a6a4d93f07a5ba05.jpg)
Аналогичный американский грузовик, вид в "профиль". Мощный и тяжелый грузовик тех времен не мог служить защитой от пуль, но функцию перевозки вооруженного отряда выполнял исправно.
15 из 18
© РИА Новости | Перейти в медиабанкВообще, грузовик, наполненный вооруженными людьми, до самой Второй мировой войны был своего рода символом чрезвычайного положения в городе. Потом место такого грузовика в массовом сознании заняли танки на улицах.
![Отряд вооруженных красногвардейцев на грузовике. Москва, 1917 год Отряд вооруженных красногвардейцев на грузовике. Москва, 1917 год](https://cdnn21.img.ria.ru/images/149135/77/1491357773_0:0:1399:2048_768x0_80_0_1_71b4f8f936dbfb9c7e3ea59b7e40839a.jpg)
Вообще, грузовик, наполненный вооруженными людьми, до самой Второй мировой войны был своего рода символом чрезвычайного положения в городе. Потом место такого грузовика в массовом сознании заняли танки на улицах.
16 из 18
© РИА Новости | Перейти в медиабанкСильнее грузовика с солдатами были только броневики - у них были наготове пулеметы, а сами они были против пуль неуязвимы.
![Бойцы Красной армии на улицах Петрограда в октябрьские дни 1917 года Бойцы Красной армии на улицах Петрограда в октябрьские дни 1917 года](https://cdnn21.img.ria.ru/images/149135/76/1491357603_0:0:2659:2047_768x0_80_0_1_c0926f97390fddc1af185d3bbecd7fc0.jpg)
Сильнее грузовика с солдатами были только броневики - у них были наготове пулеметы, а сами они были против пуль неуязвимы.
17 из 18
© РИА Новости | Перейти в медиабанкНа службу революции поступили и немногочисленные городские автобусы. С перевозкой военных они справлялись так же хорошо, как и грузовики.
![Победа Великой Октябрьской социалистической революции в Москве. Отряд красногвардейцев патрулирует улицы города. Победа Великой Октябрьской социалистической революции в Москве. Отряд красногвардейцев патрулирует улицы города.](https://cdnn21.img.ria.ru/images/149135/80/1491358050_0:0:3000:1949_768x0_80_0_1_9fe61565037d95b49d7a6baa1078e8bf.jpg)
На службу революции поступили и немногочисленные городские автобусы. С перевозкой военных они справлялись так же хорошо, как и грузовики.
18 из 18