Дмитрий Косырев, политический обозреватель МИА "Россия сегодня"
Во вторник, 11 апреля, мы ждем в Москве госсекретаря США Рекса Тиллерсона с его якобы ультиматумом насчет прекращения российской поддержки Сирии. В такой ситуации особенно интересно проследить, как Америка постаралась, чтобы в этой истории Пекин точно был на нашей стороне. Достаточно было отправить американскую авианосную группу к корейским берегам. Да и одного удара по Сирии хватило.
Плохая дипломатия
В почти аналогичной ситуации 1999 года российский премьер Евгений Примаков развернул самолет над Атлантикой и полетел домой вместо визита в Америку. Но у китайцев свой стиль, они резких движений не любят. Они не очень разговорчивы в тех ситуациях, когда Москва оказывается предельно красноречива.
Так что же произошло в ходе визита Си в США и как в эту историю вписались удары по Сирии и теоретически нечто похожее, предстоящее в отношении Северной Кореи?
Все прочее — лирика типа китайских песен, которые пела для Си внучка Трампа. Но приурочить к этой встрече удары по Сирии, да еще и угрозу ударов по соседней для Китая Северной Корее — вот это уже плохо. Плохо для США. Потому что китайцы это не любят. А то, что молчат и не скандалят — так это (опять же для США) еще хуже.
В российской печати мелькали слова насчет "невразумительной" реакции Си на новости о Сирии. Да, глава КНР на публику не сказал по этому поводу ничего. Хотя бы потому, что Тиллерсон мгновенно сообщил американским СМИ, как Си Цзиньпин отреагировал на удары по Сирии: выразил Трампу "понимание".
А тут еще отправка авианосца к Корее. В бизнесе, может быть, и надо перед началом переговоров давить на партнера. Во внешней политике — не всегда, особенно если речь о Китае. Более того, тут нет необходимости действительно наносить удары по северокорейской территории, хватит даже просто морской прогулки "Карла Винсона" от Сингапура до Кореи, чтобы снять любые надежды на какие-либо формы искреннего сотрудничества Соединенных Штатов и Китая.
![Авианосец ВМС США Карл Винсон в Южно-Китайском море. 8 апреля 2017 Авианосец ВМС США Карл Винсон в Южно-Китайском море. 8 апреля 2017](https://cdnn21.img.ria.ru/images/149190/81/1491908101_0:0:2500:1261_768x0_80_0_0_768bd184d9b1b429e60128102a1d692a.jpg)
И чего добились?
Гонконгская South China Morning Post перечисляет вопросы, по которым на саммите Трампа и Си они точно не договорились. Это безопасность в Азии, особенно в Южно-Китайском и Восточно-Китайском морях, и все, что касается Тайваня и двух Корей. Поэтому, продолжает она, не получилась идея провозгласить новые отношения по принципу "никаких конфликтов, никакой конфронтации, взаимное уважение и взаимовыгодное сотрудничество". Эти принципы по итогам саммита не провозглашались. Хотя это вроде бы то, о чем договаривался в Пекине накануне саммита госсекретарь Тиллерсон.
Пекин давно уже потерял терпение в отношении Пхеньяна, запускающего ракеты и испытывающего ядерное оружие, и может применить к нему новые санкции. Но давление США на Пхеньян может только ускорить его ядерные приготовления, так что все равно придется звать его за стол переговоров, говорят китайские эксперты. И вдобавок ссылаются на панические призывы к США, доносящиеся из Южной Кореи и Японии: а вы сами-то понимаете, что может с нами случиться, если ударите по ядерному Пхеньяну?
Заметим, что министр обороны Германии Урсула фон дер Ляйен заявила, что не то что авианосец, посланный к Корее, а даже и удары по Сирии — тоже сигнал скорее Китаю (видимо, так, раз уж его приурочили к саммиту Трампа и Си). Ну и чего хорошего хотел получить от Китая Трамп в таком случае?
Саммит, на котором и не предполагалось подписывать каких-то соглашений, рассматривался обеими сторонами как способ создать доверие, посмотреть, могут ли эти два лидера работать вместе. Но какое уж там доверие, если один из партнеров "для знакомства" демонстрирует силу. Никакой китайский лидер в таких ситуациях не будет скандалить, но выводы сделает.
То есть "Томагавками" США не добьются ничего, кроме… Кроме дальнейшего укрепления сотрудничества Москвы и Пекина.
В такой ситуации были бы неизбежны временные непонимания нашей публики — когда Китай бы сближался с США быстрее нас и пытался "подтянуть" Москву к постепенно возникающему доверию держав. Но пока что получается нечто иное. Дипломатия "Томагавков" надолго откладывает американо-китайское (и американо-российское) потепление и укрепляет альянс Москвы и Пекина.