ХАМА (Сирия), 3 апр — РИА Новости, Михаил Алаеддин. Корреспондент РИА Новости стал свидетелем наступательной операции сирийской армии в провинции Хама, в результате которой в том числе была снята осада города с православным христианским населением Мхарде, где ему удалось встретиться с женщиной из русской глубинки.
Отряды террористической группировки "Джебхат ан-Нусра"* и нарушившие перемирие бандформирования несколько недель назад предприняли попытку масштабного наступления в сирийской провинции Хама со стороны Идлиба. Пройдя десятки километров, боевики осадили Мхарде, где вместе с ополчением и своими семьями остались и несколько русских женщин, прожившие в Сирии больше тридцати лет.
Православный пятачок
Население города Мхарде состоит исключительно из православных христиан, всего около двадцати тысяч жителей.
Еще вчера в этом маленьком городке с большой историей все магазины были закрыты, а мужчины с оружием занимали круговую оборону, спрятав свои семьи в домах. Сейчас обстановка улучшилась: открыто несколько магазинов, по центральной улице гуляют люди, которые ведут беседы о будущем Сирии.
"Сегодня хороший день. Не стреляют, и мы вновь отстояли свой город. Я вас познакомлю с русской женщиной, которая 30 лет живет в Мхарде, и покажу старинную церковь Пресвятой Богородицы — так вы сможете немного больше понять о сути происходящего здесь", — говорит боец ополчения Джордж, выпускник советского вуза.
Маленькая история
Джордж привез нас в дом командира ополчения Симона. Кажется, здесь все живут, как одна семья. На веранде сидит молодой человек с женщиной, они готовят бутерброды для ребят на передовой.
Мы лишь успеваем познакомиться к тому времени, когда к беседе на веранде присоединятся Мария Владимировна с мужем. Аккуратно одетая женщина с усталыми глазами слегка улыбается, протягивая руку.
История о том, как девушка попала в сирийскую глубинку, имеет тысячи аналогов — поджарый сирийский студент, учеба, любовь и решение отправиться за мужем в неизвестность. Правда, в далеком 1979 году даже мысли не было, что придется укрываться от минометных обстрелов и ждать автоматной очереди из соседней деревни лишь из-за того, что у тебя другая вера.
"Это глупая война. Они долго готовились, а мы не заметили. Образованные — нормальные, а вот остальных учили не уважать христиан, и они просто убивали всех. Но мы остались. Ведь если мы уйдем, то кого защищать? Многие мужчины вывезли свои семьи и вернулись защищать наш город. Мы здесь, как одна семья, а вокруг нас враги… Сейчас, наверное, самое тяжелое время за все годы", — говорит Мария тихим голосом, выдерживая паузы между предложениями, кажется, пытаясь передать все переживания и тяжесть происходящего.
Русская девушка стала частью сирийской истории. Многие годы, как и местные, она работала на текстильной фабрике, родила Александра и Надежду и успела стать бабушкой.
Беспокойные соседи
Рядом с христианским городом находится населенный пункт Хальфая, сегодня его считают крупнейшим оплотом боевиков на севере провинции Хама. Бывшие соседи развернули в сторону Мхарде ракетные и минометные установки — просто из-за того, что Мария Владимировна и тысячи таких же горожан молятся Богу иначе.
Ополченец считает, что боевики пользовались перемирием, чтобы основательно закрепиться в Хальфае, наладить пути снабжения и обеспечить плацдарм для масштабного наступления на Хаму.
"Надо понимать, что Хама — в сердце Сирии и, захватив ее, террористы смогут разорвать страну на несколько кусков, изолировав в том числе Алеппо от других провинций", — разъясняет стратегическую важность здешних боев ополченец.
В последний раз боевики предпринимали масштабное наступление осенью 2016 года. Бои возобновились через несколько дней после того, как из поселения Дарайа (на юге Дамаска) вывезли в Идлиб три тысячи боевиков с семьями. На днях в рамках договоренностей были вывезены более тысячи боевиков и из города Хомс.
Здесь была Богородица
Неудивительно, что даже самая неприметная деревушка в Сирии имеет свою тысячелетнюю историю. Весь мир знает Маалюлю под Дамаском, на слуху и древний город Садад.
Небольшая церковь расположена недалеко от центра города. Двери в храм сделаны низко, специально, чтобы каждый, кто хочет войти, кланялся.
Внутри помещения несколько римских колонн — церковь построена на месте древней постройки. Что именно тут было две тысячи назад, хранитель не знает.
Все внутри скромно, и света почти нет, таинства добавляют горящие свечи под образами и перед алтарем.
Настоятель прерывает мысли о высоком и демонстрирует несколько икон, одна из которых — Владимирская икона Божией Матери.
"Россия всегда с нами и никогда нас не бросала. И как в вашу великую войну вы освятили землю иконами Богородицы с четырех сторон, так и здесь наши и ваши образы хранят нас, а мы — их", — говорит хранитель храма.
В четырех километрах от этого исторического места по-прежнему находятся боевики, которые готовы превратить в груду камней чуждую им историю. Жители Мхарде верят, что правительственные силы освободят соседнюю Хальфаю и в ближайшем будущем разгромят боевиков и в Идлибе, дойдя до границы с Турцией. Однако на сегодняшний день никто пока не торопится возвращать свои семьи обратно, и все держат наготове свое оружие.
*Террористическая организация, запрещенная в России
Развитие ситуации — в спецпроекте РИА Новости "Война в Сирии" >>