Рейтинг@Mail.ru
На ЗИЛе вновь зазвучали машины - РИА Новости, 03.03.2020
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Искусство
Культура

На ЗИЛе вновь зазвучали машины

© РИА Новости / Евгений Биятов | Перейти в медиабанкАртисты труппы театра "Балет Москва" в сцене из танцевального спектакля "Завод машин" композитора Андрея Кулигина в Культурном центре ЗИЛ в Москве
Артисты труппы театра Балет Москва в сцене из танцевального спектакля Завод машин композитора Андрея Кулигина в Культурном центре ЗИЛ в Москве
Читать ria.ru в
Дзен

МОСКВА, 27 мар — РИА Новости, Анна Кочарова. Грохот и скрежет работающих станков и заводские гудки, демонстрации с красными флагами и громкоговорителями и спускающийся с потолка холодильник — иногда балет бывает и таким.

Культурный центр ЗИЛ в Москве представил постановку "Завод машин", созданную специально к 80-летию Дворца культуры завода. Музыку к балету заказали композитору из Рязани Андрею Кулигину — он выиграл специально объявленный по такому случаю конкурс. Хореографами выступили молодые постановщики Анастасия Кадрулева и Артем Игнатьев. Воплотил все это на сцене театр "Балет Москва", а музыку исполнил ансамбль солистов "Студия новой музыки".

© РИА Новости / Евгений Биятов | Перейти в медиабанкАртисты труппы театра "Балет Москва" в сцене из танцевального спектакля "Завод машин" композитора Андрея Кулигина в Культурном центре ЗИЛ в Москве
Артисты труппы театра Балет Москва в сцене из танцевального спектакля Завод машин композитора Андрея Кулигина в Культурном центре ЗИЛ в Москве

Индустриальная революция начала ХХ века, кажется, воодушевляла творцов: ритмы и мощь работающих машин завораживали композиторов. В 1922 году была впервые исполнена "Симфония гудков" композитора Арсения Араамова. Предполагалось, что для исполнения использовались заводские гудки, свист пара, шум самолетов и прочие машинные звуки.

Идеей такой революционной музыки были увлечены и другие русские авангардисты: например, композитор Александр Молосолов, автор "Музыки машин", или же Сергей Прокофьев, написавший балет "Стальной скок".

© РИА Новости / Евгений Биятов | Перейти в медиабанкАртисты труппы театра "Балет Москва" в сцене из танцевального спектакля "Завод машин" композитора Андрея Кулигина в Культурном центре ЗИЛ в Москве
Артисты труппы театра Балет Москва в сцене из танцевального спектакля Завод машин композитора Андрея Кулигина в Культурном центре ЗИЛ в Москве

В начале  ХХI века современные композиторы, судя по всему, уже не так активно поддерживают эти идею. Композитор Андрей Кулигин пишет музыку, в которой заводской энтузиазм остался в прошлом. Его партитура не столько "живописует" и изображает заводской шум, сколько заставляет задуматься.

Композитор рассказывает, что рабочим названием балета было "Время назад" — по аналогии со знаменитой темой Свиридова "Время вперед" (благодаря использованию на советском ТВ, навсегда связанной с программой "Время"). В одном из эпизодов автор даже использует фонограмму с отрывком из произведения Свиридова. Фокус лишь в том, что аудио звучит в реверсе.

© РИА Новости / Евгений Биятов | Перейти в медиабанкКомпозитор Андрей Кулигин перед показом танцевального спектакля "Завод машин" в Культурном центре ЗИЛ в Москве
Композитор Андрей Кулигин перед показом танцевального спектакля Завод машин в Культурном центре ЗИЛ в Москве

Эту идею оставшегося в прошлом завода-махины подхватывают и хореографы постановки. По их задумке в начале спектакля артисты балета символизируют некую массу — жидкий металл, который постепенно во что-то формируется.

Дальше в этих философских размышлениях о взаимоотношениях человека и машины находится место и бытовым "описательным" сценам. Труппа превращается то в митингующую толпу с громкоговорителем и развивающимся красным знаменем, то в заводской конвейер, то просто в людей на танцплощадке. Спустя 100 лет с момента создания завода (в 1916 году) мощь машин и технический прогресс все меньше воодушевляют людей.

© РИА Новости / Евгений Биятов | Перейти в медиабанкХореограф Артем Игнатьев перед показом танцевального спектакля "Завод машин" композитора Андрея Кулигина в Культурном центре ЗИЛ в Москве
Хореограф Артем Игнатьев перед показом танцевального спектакля Завод машин композитора Андрея Кулигина в Культурном центре ЗИЛ в Москве

"Хотелось сказать о мире будущего, в который мы шагаем дружно, когда люди фактически не будут отличаться от машин, — рассказывает о спектакле хореограф Артем Игнатьев. — По сути, это и происходит. Благодаря гаджетам и девайсам мы сами превращаемся в машины, хотя сами этого и не замечаем".

Впрочем, в этой постановке нашлось место хорошей шутке. В середине спектакля на сцену на тросах опускается знаменитый холодильник ЗИЛ. Он почти что "ниспослан с неба" и дымит, как космическая ракета. Знаменитый предмет, который был почти в каждой советской квартире, становится еще одним "героем" постановки.

© РИА Новости / Евгений Биятов | Перейти в медиабанкАртисты труппы театра "Балет Москва" в сцене из танцевального спектакля "Завод машин" композитора Андрея Кулигина в Культурном центре ЗИЛ в Москве
Артисты труппы театра Балет Москва в сцене из танцевального спектакля Завод машин композитора Андрея Кулигина в Культурном центре ЗИЛ в Москве

 

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала