МОСКВА, 17 мар – РИА Новости. Для школьников и студентов в России необходимо создать эффективную систему образования взамен нынешней, используя при этом лучшие наработки советской образовательной системы, заявил ответственный секретарь Общества русской словесности епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов).
"Для нынешних и будущих школьников и студентов общими усилиями вместо нынешнего симулякра гуманитарного образования нужно создать эффективную и целостную образовательную систему с живыми методиками преподавания", — отметил Шевкунов в своей статье, опубликованной в пятницу на официальном портале Сретенского монастыря.
Он считает, что советский "выпускник-середнячок образца каких-нибудь 1975–1980 годов" — "корифей по сравнению с отличниками ЕГЭ-2016". Епископ поразился смелости создателей "бытующей ныне в педагогических вузах системы так называемого практико-ориентированного образования".
"Вспоминается советское пятилетнее педагогическое образование тогдашних студентов. Подготовленные к вузу той школой на том уровне, студенты допускались к практике в классе, начиная лишь с предпоследнего курса. Сейчас же студентов бакалавриата (четыре года обучения) снимают с лекций и направляют для практической работы в школы уже с первого курса. Учителя, с которыми мне доводилось общаться на эту тему, в ужасе от этой системы", — отметил он.
Советское образование, как считает представитель Русской церкви, было выстроено и отлажено так, что "даже учитель средних способностей заинтересовывал учеников гуманитарным предметом, доносил и делал понятными и близкими ценности, которые несла наша великая литература". Этому способствовали "бесконечные сочинения", опросы, контроль РОНО, подчинявшегося министерству образования, которые исключали для большинства "культурную амнезию и масштабную безграмотность как явление".
"Сегодня школы не подчиняются министерству образования. Их начальство — региональные и муниципальные органы. Это все равно, как если бы в армии гарнизоны на местах подчинялись не министерству обороны, а губернаторам", — сетует иерарх.
"Чем была велика советская система образования, если оставить в стороне ее идеологическую составляющую? Ведь уже к середине 1970-х годов коммунистическая идеология и без всяких перестроек осталась за скобками уроков большинства думающих учителей. Феномен советского образования зиждился на двух незаурядных и блистательных достижениях. Первое — это Учитель. Второе — уникальная система школьного обучения и воспитания", — пояснил Шевкунов.