ЛОНДОН, 15 мар – РИА Новости, Мария Табак. Выставка "Микеланджело и Себастьяно", повествующая о годах активного сотрудничества мастеров итальянского Возрождения, открывается в среду в лондонской Национальной галерее.
Римские критики высоко ценили у Микеланджело силу воображения и мастерство скульптора, однако художественное дарование Рафаэля ставили выше, полагая, что он лучше работает с цветом. Единственным художником на тот момент, кто мог соревноваться с Рафаэлем в живописи маслом, был Себастьяно, поэтому Микеланджело и предложил Себастьяно поработать вместе. Совместная работа быстро переросла в тесную дружбу, продолжавшуюся 25 лет.
Первой общей работой художников стала картина "Оплакивание Христа (Пьета)", написанная в 1512–1516 годах. Она примечательна еще и тем, что является первым в истории большим ночным пейзажем.
Две важные работы Себастьяно – "Посещение" из Лувра и "Оплакивание Христа" из Государственного Эрмитажа – до сих пор не покидали своих собраний. "Оплакивание Христа" — часть триптиха, и впервые с 1646 года картина "воссоединилась" с другими двумя частями композициями.
"В ходе подготовки выставки ученые сделали ряд научных открытий. Изучение картины "Воскрешение Лазаря" позволило им прийти к выводу, что вклад Себастьяно был гораздо больше, чем считалось раньше. Теперь мы считаем, что Микеланджело подключился к работе над этой картиной на довольно позднем этапе и в своих набросках воспроизводил уже написанную Себастьяно фигуру Лазаря", — рассказал куратор.
Дружба художников, начавшись с "дружбы против" Рафаэля, закончилась также не слишком красиво: Микеланджело и Себастьяно поссорились во время совместной работы над "Страшным судом" в Сикстинской капелле. По предложению Себастьяно, стена в капелле была подготовлена для рисования маслом. Однако затем Микеланджело потребовал подготовить ее заново для фрески, и закончил работу над картиной уже сам. Позднее художник отрицал, что это стало причиной ссоры, однако историки сходятся в том, что Микеланджело сначала согласился с Себастьяно и начал рисовать маслом, но потом решил, что этот метод не для него, и самолично решил начать все заново.
Даже после смерти Себастьяно Микеланджело не смягчился по отношению к нему и не раз заявлял, что его коллега был "лентяем".
"Доля правды в этом, впрочем, была, в последние десять лет жизни Себастьяно действительно не слишком много рисовал, предпочитая просто наслаждаться жизнью", — отметил куратор.
В то время как картины повествуют о творческом диалоге совершенно разных художников, письма Себастьяно и Микеланджело проливают свет не только на их отношения, но и на эпоху, в которую они жили: они обмениваются новостями, рассказывают друг другу о своих планах, договариваются о совместных проектах. В одном из писем Себастьяно сообщает Микеланджело о недавней смерти его главного конкурента – Рафаэля.
"Мой дорогой друг, думаю, ты слышал, что бедный Рафаэль из Урбино умер. Думаю, известие тебя огорчит, пусть Бог простит его", — пишет художник.
Выставка "Микеланджело и Себастьяно" продлится до 25 июня.