Одна из самых интересных задач экспедиции "Гогланд" – исследования акватории внешних островов Финского залива, которые проводит Центр подводных исследований Русского географического общества. В его распоряжении самые современные средства поиска, в том числе уникальные глубоководные обитаемые аппараты, с помощью которых участники экспедиции рассчитывают пролить свет на многие исторические загадки и тайны, восстановить детали произошедших здесь событий.
Остров затонувших кораблей
Мимо северной и южной оконечностей острова Гогланд, который испокон веков был и остается воротами Балтики, проходят основные морские фарватеры, в том числе самый известный — древнейший торговый путь на Восток из Европы. Когда серьезная навигация лишь зарождалась, а коварные мели и скалы были мало изучены, у Гогланда погибло большое число кораблей. Еще одной причиной многочисленных кораблекрушений стала вооруженная борьба за важные торговые артерии, что велась здесь веками.
Судя по архивным данным, только в XVIII-XIX веках на дне залива оказалось порядка трех сотен судов (часть — в водах Финляндии и Эстонии, границы которых проходят совсем рядом). Но закрепила печальную славу острова затонувших кораблей за Гогландом Великая Отечественная война, ведь именно здесь произошла главная трагедия Краснознаменного Балтийского флота (КБФ).
Таллинский переход
Утром 27 августа 1941 года в порт Таллина, главной базы КБФ, в панике стали стекаться люди, которые узнали о приказе экстренно эвакуировать гарнизон в связи с блокированием города с суши немецкими войсками. Приказ запоздал, поскольку недооценка сил противника и незнание реального положения дел на фронте позволяли советскому командованию требовать от Балтийского флота не только не отступать, но и провести все приготовления для наступления. И КБФ в полном составе оставался в Таллинской бухте, пока гитлеровцы методично готовились уничтожить взятых в блокаду балтийцев одним ударом.
Более 20 тысяч солдат и тысячи гражданских спешили попасть на борт уходящей в Кронштадт флотилии — использовать последний шанс на спасение. 225 кораблей и судов, покидавших Таллин, были забиты до предела.
В дыму заградительного огня, который вела береговая батарея, никто не смог зафиксировать, сколько людей отправилось в опасное и неподготовленное путешествие через минное заграждение "Юминда", получившее название по одному из мысов Финского залива: оттуда вплоть до Гогланда немецкие войска расположили многие сотни подводных снарядов. Но опасность таилась не только в толще воды — с самого мыса Юминда конвои обстреливали батареи противника.
Таллинский переход стал самой страшной страницей в истории не только Балтийского флота, но и всего ВМФ СССР.
"Мины взрывались каждую минуту", — вспоминают участники Таллинского перехода. Прорываясь через заграждение, только за первый день флот потерял почти 30 кораблей и судов. Утонули тысячи людей, несмотря на то, что соседние транспорты подбирали спасавшихся.
После преодоления минного заграждения все боевые корабли полным ходом ушли на Кронштадт, а беззащитные гражданские суда, не оснащенные зенитными орудиями, стали легкой добычей немецкой авиации. Противник занял все близлежащие аэродромы, а советские истребители не могли преодолеть расстояние от Ленинграда до середины Финского залива. Транспорты и конвой были расстреляны в упор уже на подходе к Гогланду.
7 сентября 1941 года — официальная дата конца эвакуации Краснознаменного Балтийского флота.
Несколько недель после эвакуации на берег острова выносило тела и личные вещи погибших. По неофициальным данным, на нем захоронены сотни жертв перехода.
Центр подводных исследований РГО в Балтике
В пятом сезоне экспедиции "Гогланд" Центр подводных исследований РГО будет изучать акваторию Гогланда и Большого Тютерса площадью свыше 50 квадратных километров. С помощью сонаров специалисты буквально пропустят через мелкое сито каждый метр дна, и при обнаружении донной аномалии водолазы проведут "заверочные" погружения к потенциальным объектам.
Команда Центра подводных исследований РГО, не один год изучавшая архивы и документы, связанные с Таллинским переходом, планирует не только попасть на затонувшие корабли и суда, но и поднять на поверхность возможные артефакты и, конечно, провести подводную видео- и фотосъемку найденных объектов, например затонувшего танкера Т-12, который перевозил на борту 200 человек и архив Таллинской военно-морской базы. Частично танкер уже исследован, но ни один артефакт еще не поднят.