Ростислав Ищенко, обозреватель МИА "Россия сегодня"
Парламент Казахстана на совместном заседании палат 6 марта принял во втором чтении изменения в Конституцию. В целом они направлены на преобразование страны из суперпрезидентской в парламентскую республику.
Кроме того, в Конституцию вносится положение, согласно которому независимость страны не может быть изменена даже путем принятия нового Основного закона. Эта норма, очевидно, призвана успокоить силы, опасающиеся десуверенизации Казахстана в ходе процессов евразийской интеграции.
Эта конституционная реформа свидетельствует: Назарбаев активно занят созданием механизмов поддержания внутриполитической стабильности после своего отхода от активной политической деятельности. Это неудивительно. Нурсултан Назарбаев — старейший из политиков постсоветского пространства. Тридцать три года назад (в 1984-м) он стал председателем Совмина Казахской ССР, 28 лет назад (в 1989-м) — первым секретарем ЦК компартии Казахстана. В текущем году ему исполнится 77 лет.
![Выступает первый секретарь ЦК КП Казахстана Нурсултан Назарбаев. 1990 год Выступает первый секретарь ЦК КП Казахстана Нурсултан Назарбаев. 1990 год](https://cdnn21.img.ria.ru/images/148949/27/1489492799_0:0:2788:2048_768x0_80_0_0_7efeea8b72628bc8de046e8fe775c270.jpg)
Как бы ни был высок личный авторитет Назарбаева, и как бы ни прочны были его позиции, элита не может не задумываться о том, что будет после него. Существовавшая организация власти в Казахстане, абсолютно замкнутая на президента, не способствовала проявлению самостоятельной позиции политических группировок, их борьбе за народные симпатии. Она идеально поддерживала равновесие, но не давала ответа на вопрос: а что потом?
История (в том числе и история СССР) свидетельствует, что в такой ситуации даже не исчезновение, а всего лишь ослабление контроля признанного единоличного лидера над ситуацией в стране, может стать сигналом к началу бескомпромиссной борьбы политических и региональных группировок.
Единственный способ стимулировать элитные группировки к компромиссу — создать для них площадку реальной политической конкуренции. Причем эта конкуренция должна быть организована так, чтобы элиты вынуждены были опираться не на внутренние бюрократические ресурсы системы, а на поддержку широких социальных слоев — апеллировать не к кулуарным договоренностям, а к народу.
В суперпрезидентской республике достижение внутриэлитного компромисса невозможно в принципе. Слишком высока ценность президентской должности. Харизматичный лидер апеллирует к поддержке народа через головы элит. Победитель гонки за президентство получает все. Поэтому борьба за президентский пост ведется без оглядки на возможные последствия. Каждый кандидат и поддерживающая его элитная группа считают, что издержки борьбы за власть будут исправлены ими после победы, которая спишет все.
Нынешняя реформа, повышая роль правительства, формируемого парламентом и подотчетного ему, должна сметить фокус борьбы с президентского кресла на парламентское представительство. Однако особенность парламентского правления заключается в том, что одна группа не может выиграть парламент так же, как выигрывает президентство. Оппоненты всё равно получат представительство и возможность продолжения политической борьбы. Кроме того, как правило, одна партия редко оказывается в силах с ходу получить большинство, позволяющее единолично сформировать правительство. Возникает необходимость договариваться о коалиции, а значит — учитывать мнение партнеров.
![Нурсултан Назарбаев на праздничном концерте в Астане в честь его победы на президентских выборах. 2015 год Нурсултан Назарбаев на праздничном концерте в Астане в честь его победы на президентских выборах. 2015 год](https://cdnn21.img.ria.ru/images/148949/36/1489493634_0:0:3007:2047_768x0_80_0_0_9bd5856549393d69c8a5b09838730f63.jpg)
Таким образом, начатая в Казахстане политическая реформа стимулирует переход элит от бескомпромиссной борьбы к договоренностям. Вместо подавления политических оппонентов необходимо будет искать внутриэлитный компромисс.
Почему я говорю о начале реформы, если она уже утверждена парламентом? Потому что в том виде, какой политическая система Казахстана приобретает после внесенных изменений, она явно является переходной.
Опыт подобного рода конституционных изменений, проводившихся в других постсоветских государствах, свидетельствует, что такое положение дел приводит к борьбе президента и парламента за доминирование. Парламент стремится установить полный контроль над исполнительной властью и ограничить полномочия президента представительскими функциями, а также функцией верховного арбитра в случае острого политического кризиса. Президент стремится вернуть утраченные полномочия и по факту осуществлять руководство исполнительной властью.
Закрепление в Конституции особого положения Назарбаева как национального лидера, обладающего особыми (независимо от должности) полномочиями, вытекающими из его роли создателя современной казахстанской государственности, подтверждает незавершенный характер перераспределения полномочий между ветвями власти.
![Набережная реки Есиль в Астане Набережная реки Есиль в Астане](https://cdnn21.img.ria.ru/images/134452/41/1344524148_0:0:3050:2048_768x0_80_0_0_4b27328f0c39375e0246824de0cf9cfd.jpg)
Такая постепенность реформы также является логичной. Нельзя просто ликвидировать одну политическую систему и заменить ее другой, рассчитывая, что эта другая немедленно заработает. Политики и политические силы должны свыкнуться с новой ролью и новыми возможностями центральных органов государственной власти. Политические структуры должны притереться друг к другу, научиться работать в новых условиях. Реализация реформы должна вскрыть узкие места в новом законодательстве, требующие дополнительного регулирования, возможного нового перераспределения полномочий.
Сохранение за Назарбаевым особых полномочий как раз и является предохранительным клапаном — возможностью принудительной внешней стабилизации системы.