В старину в любой деревне кузнец был человеком одновременно важным, опасным и таинственным. Работа с открытым огнем; возможность самому сделать хоть меч, хоть плуг; постоянная клиентура, хотя бы на предмет подковать кобылку. В общем-то, с тех пор ничего не изменилось: кузнец и сейчас человек загадочный и уважаемый. А когда кузнецом работает женщина – это ли не чудо из чудес?
Я не планировала стать кузнецом, – говорит Наталья Забелина. – Все получилось совершенно неожиданно. Я закончила школу и хотела сделать небольшой перерыв перед тем, как продолжить профессионально заниматься легкой атлетикой. В будущем в планах была тренерская работа. Но совершенно случайно судьба свела меня с известным тульским кузнецом Валерием Коптевым.
Тогда Валерий должен был участвовать в оружейной выставке в Париже. Чтобы красиво разложить экспонаты на столе, он заказал вышитую скатерть мастерице – ею оказалась сестра Натальи. Именно с этой скатертью сестры и отправились к нему в гости.
Что именно он смог разглядеть в 16-летней Наталье и почему позвал ее работать в кузницу, ни он, ни она не могут сказать до сих пор. Но на следующий день она действительно отправилась работать в кузницу.
Это были 90-е годы, и в России начали возрождать искусство дамасской стали. Наталья стала одним из немногих кузнецов, которые занимались этой темой. Обучение Натальи происходило в стиле «делай, как я».
У Валерия она проработала три года, после чего отправилась в свободное плавание, в котором находится и по сей день.
При создании дамасской стали берутся твердые и мягкие марки стали, которые складываются слоями и свариваются между собой в горне при температуре от 800 до 1,3 тысячи градусов – рассказывает Наталья.
После этого заготовку помещают под пневмомолот. После протравки в кислоте, в зависимости от количества слоев и типа металла, будет проявляться рисунок. Более твердая сталь даст более темный цвет, мягкая – светлый.
Наталья воспринимает создание холодного оружия как искусство. Ее увлекает создание дамасской стали, новых форм, узоров и цветов. Тем более что поле для фантазии здесь бесконечно.
Она работает в паре с художником-дизайнером Ольгой Хабаловой уже пять лет. Ольга рисует эскизы и делает рукоятки для клинков Натальи.
Основные почитатели их таланта – коллекционеры, которым иногда приходится ждать достаточно долго, чтобы получить заветный экземпляр для своей коллекции.