Геворг Мирзаян, доцент департамента политологии Финансового университета при правительстве РФ, для РИА Новости
Администрация США разрабатывает план военного решения северокорейской проблемы. Однако это не означает, что данный план будет реализован — в нем уже нет необходимости.
Силой не получится
Однако проблема в том, что сейчас КНДР готовится пересечь красную линию — уже в этом году режим пообещал провести испытания межконтинентальной баллистической ракеты, которая может доставить боеголовку в города континентальных Соединенных Штатов. Трамп твитнул: "Этого не случится", имея в виду, прежде всего, испытания. Однако сейчас Америке нужно задумываться о том, что сделать для того, чтобы не случился и удар. Возможно, действительно нанести упреждающий.
Не могут даже китайцы
Однако даже при всем этом КНР не идет на смену режима. Во-первых, Северная Корея при молодом Ким Чен Ыне серьезно проредила прокитайскую часть северокорейского генералитета, часть из которых была отправлена на свидание с лидерами революции Ким Ир Сеном и Ким Чен Иром. Последним шагом Пхеньяна по зачистке прокитайских элементов можно считать убийство старшего брата Ким Чен Ына — Ким Чен Нама. Находясь в ссылке в Макао, Ким Чен Нам столько времени провел в тамошних казино, что вряд ли китайцы упустили столь прекрасную возможность для его вербовки.
Поэтому КНР пытается влиять на КНДР иным способом — через экономическое давление. Например, сокращение импорта северокорейского угля. Однако тут речь идет скорее о том, чтобы Ким Чен Ын больше прислушивался к китайским словам — о тотальной управляемости лидера КНДР речь не идет.
Меняются сами
С другой стороны, а нужно ли вообще сейчас заниматься сменой режима, когда налицо его эволюция? По итогам которой КНДР станет более богатой, а значит и более стабильной страной.
О необходимости реформ в Северной Корее говорил уже давно. Однако при Ким Чен Ире власть всегда стояла перед дилеммой развития и безопасности. "Если начать реформы, значит нужно брать инвестиции, приглашать иностранных специалистов, начнет проникать информация о внешнем мире. У правительства всегда были некоторые опасения, что потеря контроля над населением приведет к тому, что народ начнет задаваться вопросом о том, почему бы не объединиться с Южной Кореей. В результате вместе экономического чуда произойдет политический коллапс", — поясняет один из ведущих корееведов Андрей Ланьков. А, как и для покойного Ким Чен Ира, для нынешнего главы КНДР Ким Чен Ына и всей северокорейской элиты вопрос выживания режима, его стабильности является основным (собственно, именно для этого, а не для развития своего государства, реформы и задумывались).
Именно поэтому преобразования в КНДР идут крайне медленно и осторожно, в какой-то степени даже незаметно для непосвященных (которые могут видеть лишь отблески процессов, например концерт с участием диснеевских персонажей перед Ким Чен Ыном). Однако важно то, что они идут. Так, в КНДР стала решаться проблема голода. "Еще буквально несколько лет, и мы будем иметь тотально сытую Северную Корею", — уверяет Андрей Ланьков. А значит у Кима Третьего меньше причин для того, чтобы выпрашивать у соседей денег на прокорм населения с помощью размахивания ядерной или ракетной дубинкой. Что повлечет за собой отказ от безальтернативной бомбежки КНДР.