МОСКВА, 02 фев — РИА Новости, Сергей Лютых. В Совете муфтиев России осудили инициативу, проявленную участниками нашумевшего проекта "Стоп харам", так как она способна "породить самосуд". РИА Новости побеседовали с организатором проекта Исламом Исмаиловым, вспомнили о его столкновением с гимнастом Немовым и попробовали разобраться в реальной подоплеке движения, которое СМИ сгоряча обозвали "шариатским патрулем".
"Единоверцами, коими они себя называют"
Однако, нашумевший ролик под названием "Стоп харам". Я готов умереть за ислам!" появившийся в сети 28 февраля, начинается с таких слов Исмаилова: "Сегодня мы на площади трех вокзалов. Каждый день здесь сотни тысяч людей и эти сотни тысяч людей видят как наши единоверцы, коими они себя называют, во всяком случае, нарушают нормы морали, нравственности, религиозные нормы. Пьют алкоголь, мешают людям, пугают их зачастую. И мы приехали сюда, чтобы попытаться убедить их в будущем так не делать, призвать их религии (дальше несколько слов на арабском) и соблюдению норм морали общечеловеческих".
Далее показывается, как Ислам делает замечание двум мужчинам, выпивающим возле продуктового магазина у Ярославского вокзала и девушке, курящей в подземном переходе. Затем следует пространная беседа с пьяным мигрантом из Узбекистана. Исмаилов узнает от собеседника, что тот мусульманин, но все равно употребляет алкоголь. Разговор слышит еще один проходящий мимо мигрант. Он растроган затронутой темой нарушения религиозных заповедей до слез.
Периодически происходит смена плана: Ислам идет по торговому центру в сопровождении адвоката и религиозного деятеля Руслана Хайбулов. Тот поясняет зрителям, что публичное распитие спиртных напитков приводит к распространению греха, так как дурной пример заразителен.
Грубости и физического насилия Исмаилов к нарушителям не применяет. По крайней мере, в кадре. Разговор ведет спокойным тоном. Ведущий напоминает обычного патрульного полицейского: "Вечер добрый! Как дела? Распиваем? Что же вы так: дети ходят, люди. Пример для подражания".
По словам Ислама, он и его соратники никак не ожидали того информационного взрыва, который последовал на следующий день после публикации. 1 марта по СМИ молнией разошлась новость о появлении в столице России "шариатского патруля", на манер тех, что уже имеются в Лондоне.
В соцсетях ожидаемо поднялась волна негатива: "бородатые молодчики будут нас силой приводить к мусульманским порядкам?"
Исмаилов уверяет, что обращается к каждому на понятному ему языке: одним говорит о необходимости соблюдать законы, а единоверцам — о религиозных требованиях.
"Я вообще намеревался показать людям, что среди мусульман есть сознательные товарищи, которые готовы бороться с тем, что непристойно, ненормально, мешает и вредит всем, — говорит он. — Весь интернет кишит гневными комментариями. Люди пишут, но лучше бы они вышли и показали: "Ислам, смотри, как надо".
Молодой человек подчеркивает: при разговоре с русской девушкой, он вовсе о религии не упоминал. В этом можно убедиться, если внимательно пересмотреть ролик. Но гневная публика, по его словам, руководствуется не фактами, а броскими заголовками, не соответствующими действительности.
"Красной тряпкой" для людей, по мнению Исмаилова послужило не слово "харам" в названии проекта, а несправедливо добавленное журналистами слово "шариат", которое он не произносил и нигде не обозначал.
Ислам уверен, что если бы СМИ просто написали о неких молодых людях, которые "в рамках социального проекта, призывают своих единоверцев и всех остальных к порядку", то негативной реакции не последовало бы.
Наконец, Исмаилов рассказал, что название для его проекта было предложено редакторами. Но разве они не рассчитывали на эффектное сочетание слов, которое одновременно отсылает к уже хорошо известному движению "Стоп Хам" и к мусульманской терминологии?
Отпавший от "Стоп Хама"
Ислам Исмаилов продолжительное время участвовал в акциях "Стоп Хама" — популярного молодежного движения, занимающегося борьбой с наглыми нарушителями ПДД.
Именно он с братом были участниками нашумевшей стычки с олимпийским чемпионом Алексеем Немовым в феврале 2016 года.
Брат Ислама и сегодня возглавляет в этом движении направление по противодействию парковке вторым рядом.
Основатель "Стоп Хам" член Общественной палаты России Дмитрий Чугунов хорошо знаком с Исламом Исмаиловым и отзывается о нем, как о порядочном, образованном, открытом и контактном человеке.
"Для журналистов — это жаренная история: "шариатский патруль в Москве" и так далее. Можно еще привязать его к ИГ (запрещенной в России террористической организации — прим.ред.), а потом можно еще привязать к ИГ и "Стоп Хам". Я просто в шоке!", — рассказал Чугунов РИА Новости.
Несколько лет назад, по словам Дмитрия, этот молодой человек уже пытался реализовать свой проект под названием "Ислам", искал какую-то форму самовыражения.
Однако, Чугунов не понимает его попыток совместить общественный контроль и религиозную тематику. "В общественном контроле не может быть никакой религии. Мы ссылаемся на сухие нормы закона. Можно, еще просто к морали апеллировать, но не больше. А теперь, что? Следующим шагом станет появление ребят "Стоп Храм" и так далее?".
"Я его недопонял, а он меня", — комментирует Исмаилов свой разлад с Дмитрием. — Изначально, промо к ролику называлось "Стоп Хам — Стоп харам" — типа, переход от одного к другому, потому что люди меня знают как активиста бывшего и отчасти руководителя этого движения в 13-м и 14-м году. Потом Дмитрий мне позвонил и спросил считаю ли я подобное уместным и я удалил "Стоп Хам" из названия".
Что же касается использования лейбла, созвучного с тем, что у движения Чугунова, то Исмаилов не видит в этом проблемы: "В этой стране есть куча вещей, который называются "стоп что-то".
"Если Дмитрий считает, что я порчу его репутацию, то как человек, который давно в теме, знаю, что вряд ли так подпортить можно. А во-вторых, я сделал немалый вклад в репутацию самого "Стоп Хама" и если так интерпретировать, что я, мол, пользуюсь брендом, то я все же три-четыре года жизни в него вбухал и чуть попользоваться этим могу. В теории. Но, на самом деле, я так не делаю".
Ислам отметил, что проект "Стоп харам" создан в сотрудничестве с каналом Alif и он не может теперь принимать какие-то радикальные решения единолично.
"Меня такое все равно не устраивает. Это напрямую бьет по нашему имиджу, — говорит Чугунов. — С Исмаиловым у меня хорошие отношения, но пришлось его предупредить. В крайнем случае, я буду обращаться в суд.
Еще Дмитрий заметил, что Ислам Исмаилов до сих пор порой помогает своему брату, участвующему в рейдах и акциях "Стоп Хама", страхует его. "Мне бы не хотелось, чтобы он теперь совмещал и то и другое".
Территория "Льва"
Особой оригинальностью, кроме некоего религиозного подтекста, судя по первому ролику, проект "Стоп харам" не выделяется. Исмаилов занимается тем же, что и участники уже существующего три года движения "Лев против" Михаила Лазутина, которое, по словам последнего, своей целью считает контроль за соблюдением закона против курения, употребления алкоголя в общественных местах.
Борьба этих молодых людей с курением и распитием алкоголя в общественных местах, по словам Чугунова, отличается от борьбы с автохамством некоторыми важными юридическими тонкостями. "Одно дело — пульверизатором намочить, потушить сигарету: ее можно высушить и курить дальше, — отмечает лидер "Стоп Хама". — Другое дело — отнять бутылку с алкоголем. Человек ее приобрел, это его собственность".
Но на видеозаписях хорошо видно, что методика работы Лазутина с правонарушителями отработана уже до мелочей. Парень привычно сыпит ссылками на законы, не оставляя собеседникам пространства для спора.
Рейд Ислама прошел ровно на том же злачном месте, где обычно работают "львы". И это не случайное совпадение: провожатым Исмаилова выступил один из участников движения Лазутина.
Только основатель "Стоп харама" подчеркивает: отнимать бутылки и драться он ни с кем не собирается. Если же столкнется с полным непониманием, то развернется и пойдет к другому.
Продолжение следует
Исмаилов признает, что его проект еще "сырой" и нуждается в доработке. "Не бывает так, чтобы один раз сделал и у тебя формат выработался и так далее. Я учту все замечания".
Но молодой человек не "перегорел" и очень хочет продолжать "приносить людям пользу, не допуская нарушений закона со своей стороны".
Ислам уверен, что если путь "Стоп харама" оборвется сейчас, то вся связанная с ним негативная информация будет и дальше сопровождать активиста по жизни. "Возможно, мне получится сложившееся отношение к проекту изменить".
В частности, у Исмаилова есть идея подходить теперь, исключительно, к мусульманам. Он напоминает, что в Москве живет масса людей, исповедующих ислам и у них есть проблемы. Часть из них они создают себе сами своим неправильным поведением. И это, он, вероятно, считает возможным исправить.
А позитивная перемена в типичном облике мигранта-мусульманина может изменить их восприятие местными жителями. "Сегодня, в некоторых медучреждениях можно найти опросные листы, где людей спрашивают: были ли у вас контакты с бомжами, гражданами из Средней Азии и бродячими собаками, — рассказывает активист. — Или в объявлениях о сдаче квартир можно встретить "кроме жителей Кавказа" — все это неправильно. Хорошо уж, хоть в конец автобуса не сажают, как раньше негров в Америке".