О ходе реализации крупных инвестпроектов в Ямало-Ненецком автономном округе, которые обсуждались на Российском инвестиционном форуме в Сочи, в интервью РИА Новости рассказал губернатор ЯНАО Дмитрий Кобылкин:
- Дмитрий Николаевич, как продвигается реализация проекта строительства Северного широтного хода? Когда планируется приступить к основному этапу строительства этой железнодорожной магистрали в регионе?
— Мы рассчитываем на успешную реализацию проекта по строительству Северного широтного хода (СШХ) "Обская-Салехард-Надым-Хорей-Пангоды-Новый Уренгой-Коротчаево" и прилегающей инфраструктуры. На мой взгляд, нет ни одного человека, который бы считал, что этот проект не интересен или не доработан.
Напомню, что правительство ЯНАО и ОАО "РЖД" подписало концессионное соглашение о создании в округе железнодорожной магистрали протяженностью 707 километров. Согласно этому документу, концессионер за счет собственных и привлеченных средств построит железнодорожную часть мостов через реки Обь и Надым с железнодорожными подходами, а также участок железной дороги Салехард-Надым (Хорей). В свою очередь, РЖД возьмут на себя реконструкцию железнодорожного участка Пангоды-Новый Уренгой-Коротчаево. При этом правительство ЯНАО выступит инвестором строительства автомобильной части моста через Обь и подготовит необходимую проектную документацию. Также мы предоставим в федеральную собственность земельные участки, необходимые для строительства магистрали, и обеспечим доступ строителей к водным объектам и лесным участкам, предоставим льготы по налогу на имущество.
В ближайшее время комплект документов о заключении концессионного соглашения, который включает проект, а также бизнес-план и финансовую модель, будет направлен на рассмотрение в правительство РФ для принятия решения. Планируется, что объём перевозок по СШХ составит порядка 23,9 миллиона тонн, который преимущество состоит из газового конденсата и нефтеналивных грузов. Сама грузовая база сформирована там уже давно. Половина этих грузов — это грузы РЖД, и половина — грузы компаний нефтегазового комплекса.
В этом году "РЖД" начинает проектно-изыскательные работы на участке Северного широтного хода Надым — Салехард, и в следующем году мы приступим к строительству железнодорожной магистрали, которое продлится пять лет. Ориентировочная стоимость СШХ составит 235 миллиардов рублей, из них 100 миллиардов — объем самого концессионного соглашения. Также участниками проекта строительство СШХ являются "Газпром" и "НОВАТЭК", которые, как и мы, также формируют грузовую базу в северных широтах.
- Через какое время, по Вашим прогнозам, может окупиться проект СШХ?
— Окупаемость проекта будет зависеть от тарифа. Считаю, что при действующем тарифе на грузовые железнодорожные перевозки №10-01, проект окупится примерно через 10-12 лет. Риски, которые мы закладываем в проект, мы называем МГД — минимальный гарантированный доход. В случае возникновения выпадающего минимального гарантированного дохода (МГД) округ берёт на себя определённые обязательства по компенсации МГД частному партнеру во время эксплуатации железнодорожной линии. Наша задача, конечно, — обеспечить "грузовик".
— Когда начнется строительство участка железной дороги Бованенково-Сабетта, каков общий объем инвестиций в него? Каких зарубежных инвесторов Вы привлекли?
— Я не исключаю возможность, что при начале работы над СШХ синхронно стартует и строительство участка Бованенково-Сабетта, который, как и СШХ, входит в состав крупнейшего ямальского проекта "Энергии Арктики". Строительство этого участка железной магистрали будет реализовано на условиях государственно-частного партнерства. Объем инвестиций — свыше 110 миллиардов рублей.
В настоящее время мы уже подписали все необходимые соглашения. Также между "Газпромом" и РЖД, которые участвуют в данном проекте, будет заключено соглашение о достройке некоторых участков дороги. Зарубежным инвестором выступит шведская компания Rise Capital, которая уже профинансировала порядка миллиарда рублей на проектно-исследовательские работы на верхней части участка Бованенково-Сабетта. Кроме того, в настоящее время ведутся переговоры о привлечении других иностранных инвесторов, в частности, из ОАЭ.
Создание этого участка железной дороги займет примерно три года. Проект Бованенково-Сабетта реализуется независимо от Северного широтного хода. В целом строительство участка Бованенково-Сабетта и СШХ позволит сделать Сабетту не моно-, а многофункциональным портом. Деньги, которые государство потратило на этот порт, можно будет вернуть через тарифы.
Рассчитываю, что от реализации проекта Бованенково-Сабетта мы получим в первые пять лет порядка 15 миллиардов рублей. Эти средства нам бы хотелось и дальше вкладывать в проект. Мы хотим открывать новые месторождения для страны, те, которые сегодня малорентабельны для железной дороги. Это газовые, нефтяные и конденсатные месторождения. Такие месторождения по объему грузовой базы могут составить примерно 10 миллионов тонн в год. Нам бы хотелось, чтобы это была именно нефтегазохимия. Глубокая переработка для Ямала даст налог на добавленную стоимость. Это значит не просто по трубе транспортировать традиционный продукт, а реально диверсифицироваться.
Точные объёмы запасов малорентабельных месторождений ещё только предстоит определить. Но, к примеру, мы на сегодня — за полвека активной разработки недр добыли лишь 11% от всех имеющихся начальных суммарных ресурсов Ямала. Из этого колоссального объёма около 3% — вклад этих маленьких месторождений.
- Во сколько Вы оцениваете общие вложения самого региона в строительство СШХ и участка Бованенково-Сабетта?
— Свыше 8 миллиардов рублей регион вложит в строительство Обского моста. До этого мы направили практически 14 миллиардов рублей в Надымский мост и инфраструктуру. То есть, Ямал на самом деле уже фактически строит Северный широтный ход.
Другие новости региона читайте здесь