Силы специальных операций — это подразделения, в которые новое перспективное вооружение всегда попадает в первую очередь. Именно там испытывается новая экипировка и оружие, которые затем получают рекомендации по доработке для последующего применения другими подразделениями. В День Сил специальных операций один из создателей этих сил и их первый командир (2009-2013), член коллегии Военно-промышленной комиссии России Олег Мартьянов рассказал в интервью РИА Новости о новом высокотехнологичном оснащении российского спецназа — боевой экипировке и боевой робототехнике.
— Что дают новые технологии Силам специальных операций?
Кроме того, совершенствуются технологии дистанционного управления оружием: речь идет не только о ракетах или беспилотниках, но также о робототехнических комплексах и боевых модулях. Разработки в этой области актуальны как для снайперского оружия, так и для авиационных боеприпасов: чем точнее работает оружие, тем лучше можно рассчитать необходимое количество боеприпасов.
— Какие новые материалы разрабатываются для средств защиты?
— В разработке средств индивидуальной защиты сегодня используются новые материалы, которые повышают эффективность экипировки. Например, активно разрабатываются технологии применения сверхвысокомолекулярного полиэтилена в производстве новых элементов бронезащиты — они позволяют сделать экипировку более легкой, эффективной и устойчивой к агрессивным внешним воздействиям; также проходит испытания экипировка на основе перспективных материалов, снижающих заметность военнослужащего.
— Недавно Фонд перспективных исследований (ФПИ) рассказал о проекте "Защитник будущего"…
— Откуда берутся идеи для новых технологий?
— Когда речь идет о подготовке и оснащении спецназовцев, в ход идут технологии, которые в ряде случаев заимствуются из экстремальных видов спорта. Сегодня активно развиваются новые системы десантирования и эвакуации, водолазные средства, транспортные средства с элементами электродвижения. Технологии, которые используются в экстремальном спорте, бывают достаточно дорогостоящими, поэтому быстро внедрять их в масштабе всей российской армии невозможно. Как правило, после успешного использования в ходе специальных операций такие технологии дорабатываются и адаптируются для массового применения.
— Известно, что ФПИ занимается развитием робототехники. Насколько независимыми будут роботы?
— Большие перспективы имеет применение не только дистанционно управляемых, но и все более автономных робототехнических комплексов, особенно когда речь идет о неблагоприятных или труднодоступных для человека средах. Например, просторы океана огромны, а силы и средства флотов ограничены. С развитием технологий автономных робототехнических комплексов вместо одного корабля или лодки можно будет применять множество необитаемых автономных подводных аппаратов, катеров которые будут значительно быстрее и эффективнее выполнять те же задачи. Так, в рамках одного из проектов ФПИ разрабатываются сразу несколько автономных комплексов для подводной и подледной работы и другие перспективные робототехнические системы.
— Сможет ли в будущем робот заменить спецназовца?