ИЕРУСАЛИМ, 23 фев – РИА Новости. Русской духовной миссии (РДМ) в Иерусалиме исполняется 170 лет, которые прошли в заботах о православных паломниках, окормлении ближневосточных христиан, собирании, освоении и сохранении земель, по сей день составляющих "Русскую Палестину".
"Архимандрит Порфирий Успенский был, по сути, первым представителем российских учреждений и ведомств, какие могли бы здесь представлять Российскую империю. Именно здесь, в Иерусалиме. Здесь не было никого в то время из российской официальной власти, и представитель церкви заменил консульско-дипломатическое представительство", — сказал о предшественнике нынешний начальник миссии архимандрит Александр (Елисов) в интервью РИА Новости.
Главная забота
Первейшей задачей РДМ с начала ее существования была и по сегодняшний день остается забота о русских паломниках, идущих к колыбели христианства.
"Люди приезжали сюда массово. Они дебаркировались в Яффе и Хайфе и по пути сюда, к Иерусалиму, претерпевали много испытаний. На них и нападали разбойники, и были случаи грабежа, и смертей во время этого пути. Конечно, Российская империя заботилась о том, чтобы сделать посещение Святой земли и паломничество безопасными, поэтому Русская миссия и имела самую главную цель принять, сопроводить и разместить", — рассказывает архимандрит Александр.
Если во времена архимандрита Порфирия число русских паломников на Святой Земле составляло до 450 в год, то в 2016-м их приехало в десять раз больше, причем только по линии РДМ, уже не имеющей монополии в этой сфере.
Паломнические группы, которые, помимо России, едут из многих стран ближнего и дальнего зарубежья, сопровождают сестры Горненской обители – русского монастыря в Иерусалиме. "(Они) являются не просто гидами в таком светском понимании, а людьми церковными, духовными, которые дают такое ощущение Святой земли, которое необходимо верующему человеку, которое укрепляет веру человека", — говорит архимандрит Александр.
Русская Палестина
Решая задачу опеки паломников, Русская духовная миссия, к которой позже присоединились другие структуры, включая в первую очередь существующее поныне Императорское православное палестинское общество, приобретала земли и возводила на них страноприимные дома, больницы и церкви. Многие из этих участков связаны с событиями ветхозаветной и евангельской истории, имеют большую ценность и по сей день остаются в русской собственности.
Практически все эти земли купил, начал осваивать и юридически оформил так, что они, несмотря на все катаклизмы истории, сохранились в русской собственности, архимандрит Антонин (Капустин), начальник РДМ в 1865-1894 годах. Ему принадлежит слава главного собирателя "Русской Палестины". "Только ему одному, его твердости, его настойчивости Православная Россия обязана тем, что стала твердою ногою у Святого Гроба", — писал современник об архимандрите Антонине. В этом году исполняется 200 лет со дня его рождения.
"После всех исторических перипетий, связанных с революцией 1917 года и трудностями урегулирования в ближневосточном регионе… все-таки сохранилось несколько участков на территории Государства Израиля и Палестинской автономии, которые являются нашим основным достоянием, переданным от предков. Там мы продолжаем развивать паломническую инфраструктуру. У нас построено несколько гостиниц, где мы располагаем наших паломников, заботимся об их пребывании, кормим их, откуда совершаем паломнические поездки по всем святым местам Палестины", — говорит нынешний глава РДМ архимандрит Александр.
Самая горячая точка
Подворья Русской духовной миссии располагаются и в сравнительно безопасном Израиле, и на менее спокойных палестинских территориях Западного берега реки Иордан. Самым "проблемным" местом архимандрит Александр называет Хеврон – крупный город с практически стопроцентным мусульманским населением, один из эпицентров палестино-израильского конфликта.
Знаменитый мамврийский дуб в XX веке усох и обломился, но от его корней тянется маленький побег, продолжающий род дубравы, ставшей свидетелем авраамова гостеприимства. В подворье живут несколько русских насельников и иеромонах, который совершает для них богослужения.
"Они там как на острове посреди исламского мира. А, как вы знаете, исламский мир сегодня очень часто болен экстремизмом. И там есть такие политические организации и объединения, которые связаны с ИГИЛ (террористическая организация, запрещена в России) и которые не приемлют присутствия христианства", — говорит архимандрит Александр.
По его словам, в автобусы с паломниками не раз летели камни, у подворья периодически проходят акции протеста. Последняя была в начале февраля и потребовала вмешательства палестинских сил безопасности. Местные СМИ тогда писали, что полиция разогнала несколько сотен участников выступления и задержала 25 человек.
"Проблема заключается в том, что есть экстремистские силы, которые используют часто политическую подоплеку, чтобы вытеснить нас с церковного участка, принадлежащего бесспорно нам, приобретенного на средства российских, русских паломников. Кроме того, наше присутствие там часто используется, чтобы продемонстрировать неприятие политики России в Сирии и вообще по отношению к ИГИЛ. К сожалению, время от времени это повторяется", — пояснил собеседник агентства.
"Но я должен сказать, что и палестинские власти, и израильская сторона, все стараются сделать таким образом, чтобы это всячески погасить, чтобы этому всячески препятствовать, чтобы дать понять, что наше присутствие там является необходимой составной частью этого города. Мы действительно сегодня представляем там, в Хевроне, весь христианский мир", — говорит он.
Новая сторона служения
В последние десятилетия у Русской духовной миссии появилась новая задача – окормление "русскоязычных переселенцев", которые после эмиграции в Израиль остались в православной вере.
"Они стремятся к тем самым русским храмам на подворьях нашей миссии, которые помогают им сегодня выживать духовно, окормляют их, как принято говорить на церковном языке", — говорит архимандрит Александр.
Больше всего таких прихожан, по его словам, в храмах Яффо, Хайфы и Иерусалима. Общую их численность собеседник агентства оценил в несколько тысяч человек.
"Мы можем сказать только по количеству посещаемости наших приходов. Скажем, если мы возьмем приход в Яффо, это Тель-авивский регион и близлежащие селения, то там в пасхальные дни проходит до двух тысяч и более человек. В Хайфе – несколько меньше. У нас в Иерусалиме – до 800-1000 человек. В Эйн-Кареме, Горнем монастыре, тоже до 500-700 человек", — сказал начальник миссии.
"Это совершенно новая сторона служения Русской духовной миссии, которая добавилась в конце XX века и продолжается до сего дня", — добавил он.