МОСКВА, 23 фев – РИА Новости. Лишь один процент людей хотят знать свое будущее при любых обстоятельствах и лишь десять процентов желают обладать даром предугадывать негативные события, заявляют психологи в статье, опубликованной в журнале Psychological Review.
"Кассандра, дочь Приама, обладала даром предвидения, но при этом она была проклята и никто не верил ее пророчествам. Мы обнаружили, что люди скорее готовы отказаться от даров Аполлона, сделавших Кассандру знаменитой, чем принять их. Они хотят избежать страданий и сожалений, которые приносит с собой знание будущего, и испытывать удовольствие от ожидания приятных событий", — рассказывает Герд Гигеренцер (Gerd Gigerenzer) из Института развития человека в Берлине (Германия).
Человечество всегда задумывалось о том, как поменялась бы наша жизнь, если бы люди обладали способностью предсказывать грядущие события, предотвращать их или способствовать их возникновению. В тысячах художественных произведений и сотнях религиозных текстов этот вопрос рассматривается как с позитивной, так и с негативной стороны.
Гигеренцер, известный немецкий психолог, и его коллега Мария Гарсия-Ретамеро (Maria Garcia-Retamero) из университета Гренады (Испания) решили выяснить, как к возможности подобной "суперспособности" относятся простые жители Германии и Испании.
Ученые опросили около двух тысяч человек в обеих странах и пришли к неожиданному выводу – только один процент респондентов хотели бы иметь абсолютную способность предсказывать будущее, вне зависимости от того, что оно несет. Еще 10% хотели бы обладать умением предвидеть негативные события, а 30% — даром видеть благоприятные исходы.
Единственным исключением было рождение ребенка – знать, когда родится их первенец и какого он будет пола, желают почти 63% респондентов.
Таким образом, можно говорить, что большинство людей ничего не желают знать о своем будущем и лишь абсолютное меньшинство хотело бы заполучить дар, которым обладала Кассандра, Пол Атрейдес из "Дюны" Фрэнка Герберта или пророки во многих религиях. Что интересно, и среди испанцев, и среди немцев наблюдался одинаковый разброс в ответах, несмотря на большие культурные, религиозные и экономические различия между этими народами.
Как полагают ученые, нежелание знать будущее может объяснять, почему многие люди боятся тестов на рак, ВИЧ-инфекцию и прочие болезни, а также не доверяют устройствам, следящим за их здоровьем или за положением на карте. "Похоже, что намеренное неведение, нежелание знать будущее, не просто существует, а является общечеловеческим феноменом", — заключает Гигеренцер.