МОСКВА, 22 фев — РИА Новости, Игорь Гашков. Следует ли наказывать людей, публично выражающих ненависть к исламу? Спустя месяц после террористического акта в мечети Квебека общественное мнение Канады по щекотливому вопросу, одновременно затрагивающему внутреннюю стабильность страны и свободу слова, разделилось. В парламент североамериканского государства внесено постановление, призывающее власти признать, что в стране сложился "климат ненависти и страха", и "выработать подход" к устранению его причины — исламофобии. В поддержку инициативы выступает Либеральная партия, возглавляемая премьером Джастином Трюдо. Политик считает, что свобода слова не может быть абсолютной ценностью, поскольку "нет такого права — кричать "пожар" посреди переполненного людьми театра".
Хиджра в Канаду
Консервативная оппозиция озаботилась значением термина "исламофобия" и попросила убрать его из документа. Но не нашла взаимопонимания у автора инициативы, депутата от либералов Икры Халид.
По словам Халид, прибывшей в Канаду из Пакистана, на протяжении всей своей жизни в Северной Америке она сталкивалась с оскорблениями на расово-религиозной почве. "Мне говорили: "Уезжай отсюда домой!", но Канада и есть мой дом", — цитирует политика CBC News. На почтовый адрес Халид постоянно приходят угрозы от противников М-103. Исходя из своего опыта — как нынешнего, так и давнего — и опыта своих единоверцев, депутат уверена, что исламофобия — особенно значимая форма расизма, и не может быть удалена из документа. Халид поддерживают мусульманские правозащитные организации. По их сведениям, количество преступлений на расовой почве против мусульман в Канаде с 2012 по 2014 год выросло в два раза. Правда, абсолютные цифры невелики: соответственно 45 и 99 случаев.
Что такое исламофобия?
Спор о том, какой смысл вкладывать в термин "исламофобия", несколько лет продолжается в Западной Европе — и теперь эхом отзывается в Канаде. По мнению французского ориенталиста Жилля Кепеля, употребление этого слова в качестве аналитической категории не имеет никакого смысла.
Между тем именно во Франции враждебные высказывания об исламе трактуются как повод для судебного преследования. Так, французскому исследователю марокканского происхождения Жоржу Бенсусану пришлось предстать перед трибуналом за слова о мусульманах, что те, живя "посреди французской нации, не приемлют многие демократические ценности, которым остальные привержены".
Консервативная оппозиция в Канаде опасается, что объявленная на государственном уровне борьба с исламофобией может представлять опасность для свободы слова.
Некоторые основания для подобных подозрений дают высказывания канадских политиков. Так, депутат от Либеральной партии Кен Харди в феврале заявил, что поддержит M-103, потому что "Канаде нужен инструмент воздействия на СМИ, которые провоцировали ненависть, приведшую к атаке на мечеть в Квебеке". То есть постановление может иметь далеко идущие последствия.
Мусульмане и иудеи
Исторически и социологически эта проблема тесно сцеплена с исламофобией, ведь часто в ненависти к евреям обвиняют именно этнических мусульман. Аргументов иудеям добавили разоблачения издания Toronto Sun, переведшего выступления двух имамов из городской мечети с арабского на английский язык. Как выяснилось, религиозные лидеры призывали "смыть еврейскую грязь с мечети Аль-Акса в Иерусалиме", а также "унизить неверных, многобожников и атеистов". После этого нетрудно сделать вывод, что ненависть к мусульманам, являясь отдельной проблемой, иногда сопровождается и ненавистью со стороны самих мусульман.
Однако, с точки зрения Джастина Трюдо, принятие М-103 — это не только вопрос внутренней канадской, но и внешней политики. Премьер-министр известен как критик политики президента США Дональда Трампа, которого обвиняют ни в чем ином как в… исламофобии. В середине февраля в США состоялись акции протеста против политики ограничения мусульманской миграции, которую проводит Трамп. В этой связи официальный запрет на исламофобию, если такой последует, может стать козырем для Трюдо в его дипломатической игре.