Рейтинг@Mail.ru
Будни и праздники царской семьи - РИА Новости, 20.02.2017
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Будни и праздники царской семьи

Читать ria.ru в

Время царствования последнего всероссийского императора Николая Александровича совпало с периодом, когда фотография стала массовым искусством. Для обычного зажиточного человека в Америке, Европе и России это означало возможность купить "гармошку" Kodak и создавать собственные фотоколлекции. Этим не гнушались и члены царской семьи. О том, что в путешествиях и повседневной жизни Николая II и его близких сопровождали хроникеры (прежде всего — лучший фотограф тогдашнего Петербурга Карл Булла), не стоит лишний раз и упоминать.

В результате жизнь российского императорского дома — тех самых людей, которым суждено будет в большинстве своем принять мученическую смерть в 1918 году — оказалась, на наше счастье, достаточно подробно проиллюстрирована подлинными фотографиями. Которые передают не только парадные, но и бытовые моменты. Император и его семья предстают перед нами в каком-то смысле обычными людьми. Возможно, именно этой кощунственной, на иной взгляд, обыденности, царю и не простили…

© РИА Новости | Перейти в медиабанкПримерно так фотографировались в начале ХХ века практически все семьи, кто мог себе это позволить. Фотограф выстраивал группу в живописную и символически "правильную" композицию, затем, закрывшись черным покрывалом, наводил объектив на резкость по матовому стеклу... Выдержка при тогдашних малочувствительных фотопластинах могла составлять несколько секунд. И это при том, что подобные фотографии старались делать в интерьере, богатом естественным светом. Например, в специальном фотопавильоне со стеклянной крышей.
Российский Император Николай II, Императрица Александра Федоровна, Великие княжны Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия и цесаревич Алексей
Примерно так фотографировались в начале ХХ века практически все семьи, кто мог себе это позволить. Фотограф выстраивал группу в живописную и символически "правильную" композицию, затем, закрывшись черным покрывалом, наводил объектив на резкость по матовому стеклу... Выдержка при тогдашних малочувствительных фотопластинах могла составлять несколько секунд. И это при том, что подобные фотографии старались делать в интерьере, богатом естественным светом. Например, в специальном фотопавильоне со стеклянной крышей.
1 из 22
© РИА Новости / Пазетти | Перейти в медиабанкЕще один распространенный фотостандарт того времени: "кабинетный портрет". В данном случае, двойной: портрет царствующей четы. Николай II сидит, а императрица Александра Федоровна стоит - отражение скорее символической иерархии, чем живописной композиции. Хотя и она, разумеется, выполнена безукоризненно. Такие портреты делались царской семьей не только и не столько "на память", сколько для распространения. На стены кабинетов вешали, разумеется, более официальный портрет императора, а вот в качестве украшения дома такие карточки охотно покупали.
Российский император Николай II с супругой Александрой Федоровной
Еще один распространенный фотостандарт того времени: "кабинетный портрет". В данном случае, двойной: портрет царствующей четы. Николай II сидит, а императрица Александра Федоровна стоит - отражение скорее символической иерархии, чем живописной композиции. Хотя и она, разумеется, выполнена безукоризненно. Такие портреты делались царской семьей не только и не столько "на память", сколько для распространения. На стены кабинетов вешали, разумеется, более официальный портрет императора, а вот в качестве украшения дома такие карточки охотно покупали.
2 из 22
© РИА Новости | Перейти в медиабанкХроникальные фотоснимки стали возможными лишь с появлением достаточно светочувствительных фотопластинок и пленок - на рубеже XIX и ХХ веков. Так что коронация Николая II и другие официальные события последнего российского царствования - единственные в своем роде мероприятия, которые мы можем увидеть на фотографиях непосредственно, не уповая на точность глаза живописца.
Николай II в царской мантии с короной, скипетром и жезлом шествует под балдахином в Кремле
Хроникальные фотоснимки стали возможными лишь с появлением достаточно светочувствительных фотопластинок и пленок - на рубеже XIX и ХХ веков. Так что коронация Николая II и другие официальные события последнего российского царствования - единственные в своем роде мероприятия, которые мы можем увидеть на фотографиях непосредственно, не уповая на точность глаза живописца.
3 из 22
© РИА Новости | Перейти в медиабанкМассовые тиражи фотографий означали возможность для монарха "войти в каждый дом": карточка стоила недорого, и многие покупали такие изображения для стола в кабинете или комода в богатом деревенском доме. Государь и его семья стали - наряду с актерами и писателями - медийными знаменитостями практически в нынешнем понимании этого слова. То есть людьми, чьи весьма личные фото (например, с маленькими детьми) видят миллионы человек.
Император Николай II с женой Александрой Федоровной и дочерью Ольгой
Массовые тиражи фотографий означали возможность для монарха "войти в каждый дом": карточка стоила недорого, и многие покупали такие изображения для стола в кабинете или комода в богатом деревенском доме. Государь и его семья стали - наряду с актерами и писателями - медийными знаменитостями практически в нынешнем понимании этого слова. То есть людьми, чьи весьма личные фото (например, с маленькими детьми) видят миллионы человек.
4 из 22
© РИА Новости / Карл Булла | Перейти в медиабанкКарл Булла, признанный мастер хроникальной и портретной съемки, был "Поставщиком Императорского двора" по части фотоуслуг. Сейчас это называется "личник" - фотограф, к которому первое лицо привыкло, проверенный во всех смыслах, доверенное лицо. В наши дни аналогичный кадр был бы сделан более выразительно: современный фотограф либо подошел бы ближе, либо применил бы телеобъектив. Однако ни того, ни другого варианта в распоряжении Карла Буллы не было: профессиональные фотокамеры тех времен были слишком громоздкими для перебежек, а телеобъектив для такого аппарата весил бы неприлично много. Да и выдержка вышла бы слишком длительной.
Российский император Николай II с семьей следует за Крестным ходом к месту возведения памятника Минину и князю Пожарскому. Нижний Новгород 1913 год
Карл Булла, признанный мастер хроникальной и портретной съемки, был "Поставщиком Императорского двора" по части фотоуслуг. Сейчас это называется "личник" - фотограф, к которому первое лицо привыкло, проверенный во всех смыслах, доверенное лицо. В наши дни аналогичный кадр был бы сделан более выразительно: современный фотограф либо подошел бы ближе, либо применил бы телеобъектив. Однако ни того, ни другого варианта в распоряжении Карла Буллы не было: профессиональные фотокамеры тех времен были слишком громоздкими для перебежек, а телеобъектив для такого аппарата весил бы неприлично много. Да и выдержка вышла бы слишком длительной.
5 из 22
© РИА Новости | Перейти в медиабанкПротокольная фотосъемка в начале ХХ века, помимо прочих надобностей, применялась в газетном деле: фотоиллюстрации посредством клише были дорогим, но эффективным инструментом дизайна СМИ. Разумеется, фотография высочайших особ не могла не появиться на первых полосах российских газет.
Император Николай II, великий князь Михаил Александрович на встрече с сиамским королем в Царском Селе
Протокольная фотосъемка в начале ХХ века, помимо прочих надобностей, применялась в газетном деле: фотоиллюстрации посредством клише были дорогим, но эффективным инструментом дизайна СМИ. Разумеется, фотография высочайших особ не могла не появиться на первых полосах российских газет.
6 из 22
© РИА Новости | Перейти в медиабанкПомимо парадных моментов, на фотографии начала ХХ века стали попадать и бытовые эпизоды жизни царской семьи. Почти обычная коляска, почти обычные наряды - фотографии эффективнее любых других средств вдруг показали людям: монарх сделан из плоти и крови, он по сути ничем не отличается от своих подданных.
Царевич Алексей с сестрами сидит в коляске во время прогулки по Царскому селу
Помимо парадных моментов, на фотографии начала ХХ века стали попадать и бытовые эпизоды жизни царской семьи. Почти обычная коляска, почти обычные наряды - фотографии эффективнее любых других средств вдруг показали людям: монарх сделан из плоти и крови, он по сути ничем не отличается от своих подданных.
7 из 22
© РИА Новости | Перейти в медиабанкВеликие княжны фотографировались точно так же, как другие девушки из хороших семей. Безусловно, по платью можно догадаться, что перед нами юная особа из высшего общества - но в целом для портрета характерны те же самые модные в массовой культуре художественные решения, что и для сотен тысяч портретов девушек нецарского происхождения.
Великая княжна Татьяна - дочь российского императора Николая II
Великие княжны фотографировались точно так же, как другие девушки из хороших семей. Безусловно, по платью можно догадаться, что перед нами юная особа из высшего общества - но в целом для портрета характерны те же самые модные в массовой культуре художественные решения, что и для сотен тысяч портретов девушек нецарского происхождения.
8 из 22
© РИА Новости | Перейти в медиабанкУвидев государя императора в такой обстановке, любой дачник из зажиточных мог бы воскликнуть: "О, как всё знакомо!". Да и современному дачнику близки эти деревянные стены под лаком, фотографии на них. Только мебель, дворцовых мастеров и соответствующего качества, будет отличаться. "Наш человек!" - думали, видя такие изображения, люди. И дистанция, сакральность власти катастрофически таяла.
Император Николай II сидит на диване в своей комнате в охотничьем домике
Увидев государя императора в такой обстановке, любой дачник из зажиточных мог бы воскликнуть: "О, как всё знакомо!". Да и современному дачнику близки эти деревянные стены под лаком, фотографии на них. Только мебель, дворцовых мастеров и соответствующего качества, будет отличаться. "Наш человек!" - думали, видя такие изображения, люди. И дистанция, сакральность власти катастрофически таяла.
9 из 22
© РИА Новости | Перейти в медиабанкФотография на прогулке - сколько таких кадров сделано и делается по сей день в любой компании друзей. Одевались члены императорской семьи достаточно просто (как это было принято и в западных монархиях того времени). Этот снимок опять-таки буквально кричит: "Мы такие же, как и вы! Обыкновенные люди!"
Император Николай II, императрица Александра Федоровна и великая княгиня Ольга Александровна  на прогулке. Петергоф, 1896 год
Фотография на прогулке - сколько таких кадров сделано и делается по сей день в любой компании друзей. Одевались члены императорской семьи достаточно просто (как это было принято и в западных монархиях того времени). Этот снимок опять-таки буквально кричит: "Мы такие же, как и вы! Обыкновенные люди!"
10 из 22
© РИА Новости | Перейти в медиабанкПри этом в случае надобности у Николая II были и другие роли, и другие "фотосессии". Для особых случаев - коронации, юбилейные балы - при дворе последнего императора существовал "неорусский" дресс-код. Его разработкой на основе архивных изображений и сохранившихся костюмов допетровской эпохи занимались такие специалисты, как Надежда Петровна Ламанова, признанные авторитеты мира моды. Эти костюмы - и в первую очередь, костюм самого императора - постулирует: "Я русский". То есть символизирует общность царя уже не с людьми по отдельности, но с народом и государством в целом.
Император Николай II в русском костюме. Санкт-Петербург, конец 1890-х гг.
При этом в случае надобности у Николая II были и другие роли, и другие "фотосессии". Для особых случаев - коронации, юбилейные балы - при дворе последнего императора существовал "неорусский" дресс-код. Его разработкой на основе архивных изображений и сохранившихся костюмов допетровской эпохи занимались такие специалисты, как Надежда Петровна Ламанова, признанные авторитеты мира моды. Эти костюмы - и в первую очередь, костюм самого императора - постулирует: "Я русский". То есть символизирует общность царя уже не с людьми по отдельности, но с народом и государством в целом.
11 из 22
© РИА Новости / Императрица Александра Федоровна | Перейти в медиабанкТехнология фотографии к началу ХХ века развилась настолько, что появились фотолюбители. То есть обычные люди, которые просто берут портативный фотоаппарат и делают снимки. Разумеется, Александра Федоровна не сидела лично в темной комнате, обрабатывая химикалиями фотопластинки. Но уже сама возможность непрофессиональной съемки была огромным шагом вперед по сравнению с XIX веком. Именно любительским рукам мы обязаны самыми личными, нежными, интимными кадрами жизни царской семьи.
Дочь императора Николая II Анастасия в Царском Селе. Съемка императрицы Александры Федоровны
Технология фотографии к началу ХХ века развилась настолько, что появились фотолюбители. То есть обычные люди, которые просто берут портативный фотоаппарат и делают снимки. Разумеется, Александра Федоровна не сидела лично в темной комнате, обрабатывая химикалиями фотопластинки. Но уже сама возможность непрофессиональной съемки была огромным шагом вперед по сравнению с XIX веком. Именно любительским рукам мы обязаны самыми личными, нежными, интимными кадрами жизни царской семьи.
12 из 22
© РИА Новости | Перейти в медиабанкПразднование 300-летия Дома Романовых. Российский Император Николай II, Императрица Александра Федоровна и цесаревич Алексей (на руках у К. Г. Нагорного, "дядька наследника") следуют из Успенского собора в Николаевский дворец. Видно, что к придворным фотохроникерам царская семья уже привыкла: Александра Федоровна улыбается в камеру, будто бы приветствуя Карла Буллу (на таком историческом событии, несомненно, работал именно сам мастер).
Российский Император Николай II, Императрица Александра Федоровна и цесаревич Алексей следуют из Успенского собора в Николаевский дворец
Празднование 300-летия Дома Романовых. Российский Император Николай II, Императрица Александра Федоровна и цесаревич Алексей (на руках у К. Г. Нагорного, "дядька наследника") следуют из Успенского собора в Николаевский дворец. Видно, что к придворным фотохроникерам царская семья уже привыкла: Александра Федоровна улыбается в камеру, будто бы приветствуя Карла Буллу (на таком историческом событии, несомненно, работал именно сам мастер).
13 из 22
© РИА Новости / Императрица Александра Федоровна | Перейти в медиабанкХотя на подготовку кадра в 1910-е годы уходило куда больше времени, чем в наши дни, удобство по сравнению даже с 1880-ми годами было несомненным. Пара минут - и кадр готов. Именно поэтому фотографии выходили непринужденными и очень личными.
Дочь императора Николая II Мария в Царском Селе. Съемка императрицы Александры Федоровны
Хотя на подготовку кадра в 1910-е годы уходило куда больше времени, чем в наши дни, удобство по сравнению даже с 1880-ми годами было несомненным. Пара минут - и кадр готов. Именно поэтому фотографии выходили непринужденными и очень личными.
14 из 22
© РИА Новости | Перейти в медиабанкПортрет в дворцовых интерьерах в те времена все еще представлял собой техническую трудность. Уже появлялись электрические источники освещения, был распространен и магний - но здесь, судя по мягкости света, Булла или его коллега обошелся естественными источниками. Для создания нужного освещения использовались системы зеркал, приближение к окнам - словом, поставить свет для портрета было целой наукой.
Великие княжны, дочери Императора Николая II, Мария, Татьяна, Анастасия и Ольга
Портрет в дворцовых интерьерах в те времена все еще представлял собой техническую трудность. Уже появлялись электрические источники освещения, был распространен и магний - но здесь, судя по мягкости света, Булла или его коллега обошелся естественными источниками. Для создания нужного освещения использовались системы зеркал, приближение к окнам - словом, поставить свет для портрета было целой наукой.
15 из 22
© РИА Новости | Перейти в медиабанкНачало ХХ века было временем групповых портретов. Иногда эти портреты включали в себя десятки, если не сотни, людей. Разрешающая способность тогдашних крупноформатных фотопластинок и хороших объективов это позволяла. Поразительно, но на оригинальных отпечатках с негативов тех лет до сих пор можно рассмотреть и узнать каждое из множества лиц.
Репродукция цветной цинкографии Тронная речь Николая II на приеме членов Государственной думы в Зимнем дворце по случаю открытия Первой Государственной думы из собраний Государственного Исторического музея
Начало ХХ века было временем групповых портретов. Иногда эти портреты включали в себя десятки, если не сотни, людей. Разрешающая способность тогдашних крупноформатных фотопластинок и хороших объективов это позволяла. Поразительно, но на оригинальных отпечатках с негативов тех лет до сих пор можно рассмотреть и узнать каждое из множества лиц.
16 из 22
© РИА Новости | Перейти в медиабанкЕсли в 1880-е годы для передвижения фотографа требовалась отдельная коляска, то к 1910-м запас фотоматериалов и камера стали настолько компактными, что "личник" мог в буквальном смысле все свое носить с собой. Хотя, конечно, обычно прибегал к помощи ассистента: в учениках дореволюционные фотографы никогда не знали недостатка.
Российский император Николай II с семьей на охоте в финских шхерах. 1912 год
Если в 1880-е годы для передвижения фотографа требовалась отдельная коляска, то к 1910-м запас фотоматериалов и камера стали настолько компактными, что "личник" мог в буквальном смысле все свое носить с собой. Хотя, конечно, обычно прибегал к помощи ассистента: в учениках дореволюционные фотографы никогда не знали недостатка.
17 из 22
© РИА Новости | Перейти в медиабанкФотография - мощное оружие пиара, сегодня это очевидно, а в начале прошлого века только становилось понятным. Эта известная фотография, доказывавшая, что августейшие дамы вместе со всем народом готовы до конца работать на победу, определенно внесла свой вклад в общий патриотический настрой 1914 - 15 годов. Другое дело, что этого оказалось мало...
Императрица Александра Федоровна с дочерьми Ольгой и Татьяной после завершения полного курса сестер милосердия и получения дипломов от Международного Красного Креста
Фотография - мощное оружие пиара, сегодня это очевидно, а в начале прошлого века только становилось понятным. Эта известная фотография, доказывавшая, что августейшие дамы вместе со всем народом готовы до конца работать на победу, определенно внесла свой вклад в общий патриотический настрой 1914 - 15 годов. Другое дело, что этого оказалось мало...
18 из 22
© РИА Новости | Перейти в медиабанкИ все-таки не все фотографии императорской семьи показывают ее простоту. На данном снимке - вся семья встречает Николая II в Царском селе - царствующий дом все-таки предстает во всем блеске роскоши.
Члены императорской семьи на ступенях Екатерининского дворца в Царском Селе
И все-таки не все фотографии императорской семьи показывают ее простоту. На данном снимке - вся семья встречает Николая II в Царском селе - царствующий дом все-таки предстает во всем блеске роскоши.
19 из 22
© РИА Новости | Перейти в медиабанкТолько когда фотография стала действительно массовым искусством, появились кадры "фотография фотографирующего". В данном случае, грех было не сделать такой снимок: фотокамеру взяла в руки императрица-мать Мария Федоровна.
Мать Николая II Мария Федоровна фотографиурет императора Николая II и императрицу Александру Федоровну, 1912 год
Только когда фотография стала действительно массовым искусством, появились кадры "фотография фотографирующего". В данном случае, грех было не сделать такой снимок: фотокамеру взяла в руки императрица-мать Мария Федоровна.
20 из 22
© РИА Новости | Перейти в медиабанк1916 год, вновь снимок, демонстрирующий близость императора к народу и простоту его быта. Его Величество - собственноручно держащий лопату! Однако для исправления репутации царя в обществе этого было уже недостаточно...
Русский император Николай II с сыном Алексеем и дочерью Марией. Царское село. 1916 год
1916 год, вновь снимок, демонстрирующий близость императора к народу и простоту его быта. Его Величество - собственноручно держащий лопату! Однако для исправления репутации царя в обществе этого было уже недостаточно...
21 из 22
© РИА Новости | Перейти в медиабанкПодробные фотоархивы, доставшиеся нам от последнего российского императора, заставляют задуматься. Вот - 1913 год, царя приветствуют массы людей на Красной площади во время празднования 300-летия дома Романовых. А через 4 года всё будет кончено, через 5 - не станет и самого императора. И в 1920-х и 1930-х годах картина станет противоположной: массы людей рекой пойдут по Красной площади, а смотреть на них будут первые лица, стоящие на Мавзолее. Которого император Николай Александрович, конечно, и представить себе не мог.
Церемония приветствия Российского Императора Николая II на Красной площади во время празднования 300-летия Дома Романовых
Подробные фотоархивы, доставшиеся нам от последнего российского императора, заставляют задуматься. Вот - 1913 год, царя приветствуют массы людей на Красной площади во время празднования 300-летия дома Романовых. А через 4 года всё будет кончено, через 5 - не станет и самого императора. И в 1920-х и 1930-х годах картина станет противоположной: массы людей рекой пойдут по Красной площади, а смотреть на них будут первые лица, стоящие на Мавзолее. Которого император Николай Александрович, конечно, и представить себе не мог.
22 из 22
 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала