МОСКВА, 16 фев – РИА Новости. Самым главным итогом двухдневных переговоров в Астане стала окончательная договоренность о создании мониторинговой группы по перемирию в Сирии с участием Ирана, России, Турции. В МИД РФ назвали встречу успешной, а вот представители вооруженной оппозиции САР пессимистично оценили переговоры, тем не менее, они согласились с созданием комиссии по перемирию, но выступили против участия в ней Ирана.
О чем договорились в Астане
Двухдневные переговоры в закрытом режиме в различных форматах между РФ, Ираном и Турцией с участием делегаций правительства Сирии и вооруженной оппозиции, а также представителей Иордании и ООН шли непросто. Отдельную озабоченность ряда участников вызывал уровень представительства делегации Турции во главе с начальником директората стран Среднего Востока МИД Турции. Представители вооруженной оппозиции вообще присоединились к переговорам в столице Казахстана только в четверг.
Самым главным итогом двухдневных переговоров в Астане стала окончательная договоренность о создании мониторинговой группы по перемирию в Сирии с участием Ирана, России, Турции.
"Конкретным результатом того, что произошло в Астане сейчас, является принятие положения о совместной группе, в которую входят Россия, Иран, Турция и которая будет работать на регулярной основе с тем, чтобы сохранять и усиливать режим прекращения боевых действий", — заявил директор департамента Ближнего Востока и Севера Африки МИД РФ Сергей Вершинин в ходе видеомоста Москва-Дамаск-Астана "Переговоры в Астане: перспективы межсирийского урегулирования", организованного МИА "Россия сегодня"
По его словам, от группы будет большой эффект с точки зрения оздоровления общей ситуации в Сирии. "Она будет работать и над соблюдением режима прекращения боевых действий, и над прекращением его нарушений с любых сторон, и для того, чтобы были созданы меры доверия и были решены другие задачи, которые способствовали бы межсирийским переговорам по политическому регулированию под эгидой ООН", — пояснил он.
По мнению Вершинина, можно говорить об успехе переговоров в Астане, так как сделан важный шаг по урегулированию сирийского кризиса.
"Действительно, мы можем говорить об успехе, о важном событии, которое еще продолжается, потому что переговоры шли два дня, состояли из очень детальных, больших двусторонних и трехсторонних консультаций, и сейчас они завершаются в ходе пленарного заседания. Мы считаем, что сделан еще один важный шаг, и вновь удалось собрать вместе в одном зале представителей правительства САР и той вооруженной оппозиции, которая приняла условия режима прекращения огня с 30 декабря прошлого года в Сирии", — сообщил он.
Дипломат выразил уверенность в том, что нынешняя встреча в Астане будет полезной и с точки зрения перспективы межсирийских переговоров в Женеве. Напомним, что старт первого после долгого перерыва раунда переговоров по Сирии в Женеве под эгидой ООН, в которых ожидается участие как представителей официального Дамаска, так и различных оппозиционных групп, запланирован на 23 февраля. В настоящее время формируется состав участников.
В свою очередь, глава российской делегации в Астане Александр Лаврентьев заявил, что до прямого межсирийского диалога еще далеко, уровень недоверия высок.
"До прямого межсирийского диалога, как показывает практика проведения вот этих заседаний, пока еще далеко. Как я уже упомянул, уровень взаимного недоверия достаточно высок и много взаимных обвинений. Но как я считаю, все-таки с каждым разом мы должны продвигаться, двигаться вперед шаг за шагом, не оставляя пространства для духа конфронтации", — сказал Лаврентьев.
При этом он сообщил, что в РФ рассчитывают в течение месяца выйти на окончательное согласование документов о санкциях за нарушения перемирия в Сирии.
"Первый документ — это самый важный документ, он подводит итог формированию совместной группы, которая будет заниматься всем спектром вопросов, касающихся режима соблюдения прекращения боевых действиях. Второй и третий документ — являются дополняющими. Один документ касается процедуры выявления нарушений и предотвращения этих нарушений в будущем и определенные санкции в отношении тех, кто нарушил условия прекращения боевых действий. Третий документ о так называемых примеренных районах, тех районах, которые находятся под контролем умеренных вооруженных группировок сирийской оппозиции, которые подписали соглашение от 29 декабря. Я думаю, что эти два документа в течение месяца (должны быть согласованы — ред.), но это срок, обозначенный как максимум. Будем стараться все-таки выйти на утверждение этих документов, на окончательное согласование в более короткое время", — сказал Лаврентьев.
Особое мнение оппозиции
Реакция приехавших на переговоры представителей сирийской оппозиции по окончании заседания была противоречивой. Представитель делегации вооруженной оппозиции Сирии Усама Абу Зейд заявил, что никакого документа по итогам пленарного заседания по Сирии в Астане одобрить не удалось. Он также пессимистично оценил встречу в Астане, заявив, что не рассчитывает на проведение третьего раунда.
"Укрепляется ощущение, что Астана абсолютно ничего не дала сирийскому народу. Это трата времени сирийцев…, поэтому я говорю, что очень пессимистично настроен и не ожидаю, что будет новый раунд переговоров в Астане", — сказал Абу Зейд РИА Новости.
Как заявил глава делегации Дамаска, постпред Сирии при ООН Башар Джаафари, непринятие коммюнике после встречи по Сирии в Астане связано с поздним прибытием делегаций Турции и оппозиции — это говорит о несерьезном отношении.
"Непринятие заключительного коммюнике сегодняшней встречи относится прежде всего к тому, что прибытие турецкой делегации (было поздним — ред.), и к тому, что вооруженные группировки прибыли очень поздно в Астану. Вы знаете, что обе делегации прибыли в Астану сегодня. Это показатель несерьезного отношения к участию со стороны турецкой делегации и со стороны делегации вооруженных оппозиционных группировок", — сказал он журналистам.
Однако позднее глава делегации вооруженной оппозиции, представитель группировки "Джейш аль-Ислам" Мохаммед Аллуш все же признал, что делегация вооруженной оппозиции Сирии согласилась с созданием комиссии по перемирию с участием России, Турции и арабской группы, но высказалась против участия Ирана.
"Мы также подтвердили создание комиссии, в составе которой будут турецкая сторона, Россия, большая роль будет уделена арабской группе в этой комиссии. Эта арабская группа будет состоять из Саудовской Аравии, Иордании, Катара и ОАЭ. Мы не принимаем роль Ирана. И по этому поводу не было достигнуто договоренности", — заявил Аллуш журналистам.
При этом он намекнул, что рассматривает возможность участия в следующей встрече по Сирии в Астане.
Таким образом, несмотря на возражения делегации сирийской оппозиции по поводу участия Ирана, озвученные Аллушем, решение о создании совместной группы России, Ирана и Турции было принято и закреплено соответствующим документом.
Аллуш также сообщил, что РФ согласилась направить оппозиции график снятия осады с Восточной Гуты. "Российская сторона подтвердила, что направит нам график с тем, чтобы снять блокаду с Гуты и установить механизмы для осуществления этой задачи, и что этот документ прибудет к нам в ближайшее время через Турцию в качестве гаранта", — сказал Аллуш на пресс-конференции по итогам переговоров.
Переговоры в Астане доказали свою жизнеспособность
"Астанинская площадка уникальна сама по себе и, естественно, доказала сейчас свою жизнеспособность. Именно на астанинской площадке решаются вопросы чрезвычайной важности, вопросы соблюдения режима прекращения боевых действий. Я считаю, что это является одним из приоритетов, что может помочь налаживанию действительно конструктивного взаимодействия и на политическом треке сирийского урегулирования", — сказал глава делегации РФ Лаврентьев.
Старший научный сотрудник Центра международной безопасности ИМЭМО РАН Сотников Владимир также считает эффективными состоявшиеся переговоры.
"Я согласен с тем, что договоренность России, Турции и Ирана о создании объединенной группы по контролю перемирия в Сирии в рамках механизма по контролю является одним из важнейших достижений этой встречи в Астане. Создание этой группы — это уже основательное такое достижение. Это еще раз показывает, что потенциал есть, он еще не до конца использован, и как раз в этом ключе процесс в Астане даже опережает женевский процесс" — заявил он РИА Новости.
"Было бы хорошо, если бы переговоры в Женеве принесли бы какие-то пусть маленькие, но ощутимые результаты. А процесс в Астане оказался даже более эффективным на данный момент, чем женевский. Насколько я понимаю, это не отрицают ни Стаффан де Мистура, ни другие внешние державы, которые так или иначе задействованы в этом сирийском конфликте. Они, в общем-то, не возражают против Астаны, а наоборот, те же представители госдепа приветствуют то, что происходит в столице Казахстана, и это тоже положительный результат, потому что до этого, так сказать, роль внешних держав, я имею в виду других западных партнеров России, она не так четко проявлялась", — указал эксперт.
По словам Сотникова, площадка в Астане показала, что каких-то прорывных моментов нет, но потихоньку договоренности осуществляются.
"Россия, Иран и Турция еще раз продемонстрировали, что без участия западных партнеров, в том числе и США, инициатива, которая была выдвинута Москвой, Анкарой и Тегераном в прошлом году, она работает. Процесс идет, но быстрых результатов после такого длительного конфликта ожидать не стоит. Главное, что этот формат работает, что удается достигать, хоть и малых, но договоренностей. Важнейший пункт заключается в том, что во встречах в Астане участвуют все представители сирийской оппозиции, которые согласились на перемирие, причем, насколько я понимаю, число этих оппозиционных группировок увеличивается, пусть не сильно, но растет, они приезжают в Астану и участвуют в этом процессе", — сказал Сотников.
Другой важный момент, по мнению эксперта, состоит в том, чтобы в рамках астанинского процесса в будущем выйти на прямые контакты между официальным Дамаском и представителями оппозиции.
"Два параллельных процесса – астанинский и женевский — через какое-то определенное время должны привести к тому, что в итоге состоятся прямые переговоры между представителями оппозиции и официальными представителями Дамаска, и тогда можно будет говорить о том, что процесс нормализации ситуации в Сирии, процесс мирного урегулирования уже пойдет более быстрыми темпами, чем сейчас", — заключил он.
Развитие ситуации — в спецпроекте РИА Новости "Война в Сирии" >>