Словосочетание "исламский банкинг" пока чуждо большинству россиян, однако этот инструмент популярен на Востоке. Он предполагает более тесные взаимоотношения банка, финансирующего проект, и компании, его реализующей. В России пока нет законодательных норм, дающих возможность развиваться этому виду бизнеса, но Банк России с участниками рынка работают над устранением этих пробелов.
Какую пользу исламское финансирование может принести экономике РФ, как с помощью этого механизма ВЭБ сможет помочь экспортерам и чем отличается мурабаха от иджара, рассказал в интервью РИА Новости первый заместитель председателя Внешэкономбанка Николай Цехомский.
— Как в банке видят развитие исламского банкинга в РФ? Считают ли в ВЭБе важным и необходимым развитие такого вида банкинга и почему? Как это может повлиять на развитие финансовой системы в РФ?
— В кризис 2008-2009 годов исламский, или, как он по-другому называется, партнерский, банкинг привлек к себе пристальное внимание инвесторов со всего мира, наглядно продемонстрировав преимущества этой модели по сравнению с традиционной, как более устойчивой к внешним потрясениям.
В России повышенный интерес к использованию инструментов партнерского банкинга возник в 2014 году с учетом введения западными странами секторальных санкций, которые ограничили доступ на рынок капитала для многих российских компаний, включая Внешэкономбанк. С учетом этого развитие связей со странами исламского мира в торговой, экономической и инвестиционной сферах стало одним из важных направлений деятельности нашего государства, на территории которого проживает более 20 миллионов мусульман.
Для Внешэкономбанка исламский банкинг открывает новые возможности как для фондирования инвестиционной деятельности, так и в части поддержки российского промышленного экспорта.
Мы считаем, что развитие этических финансов окажет положительное влияние на развитие российской экономики и финансовой системы. С появлением нового источника инвестиций возникнут новые финансовые организации, специализирующиеся на исламском банкинге, что добавит конкуренции и поспособствует оздоровлению банковской сферы, появятся и новые финансовые инструменты для участников рынка.
— Есть ли в разработке у ВЭБа проекты по исламскому банкингу? Какие и с какими финансовыми институтами?
— Мы прорабатываем возможности привлечения финансирования под конкретные проекты с учетом запросов, поступающих от наших клиентов, занимаемся поиском инвесторов на исламском финансовом рынке. Мы интенсивно развиваем связи с финансовыми институтами стран Организации исламского сотрудничества (ОИС), постоянно находимся в поиске взаимовыгодных направлений сотрудничества.
Речь идет не только об использовании традиционных инструментов исламского финансирования, но также о привлечении инвесторов в совместные инвестиционные фонды, о развитии образовательных программ и обмене опытом в области партнерских финансов.
По этому пути развивается сотрудничество с ключевым международным финансовым институтом исламского мира – группой Исламского банка развития. В мае прошлого года мы подписали меморандум с этим банком развития и договорились развивать сотрудничество в сфере организации совместного финансирования инвестпроектов, поддержки экспортно-импортных операций между странами и обмениваться опытом.
— Намерен ли ВЭБ привлечь финансирование в рамках исламского банкинга для новых инвестпроектов?
— Такую цель, безусловно, мы перед собой ставим. Ведется работа для организации финансирования для новых инвестиционных проектов от финансовых институтов и инвесторов стран ОИС как с помощью традиционных инструментов, так и инструментов исламского банкинга. ВЭБ активно сотрудничает с суверенными фондами и крупнейшими банками ОАЭ, Бахрейна, Саудовской Аравии, Малайзии и других стран.
— По мнению ВЭБа что мешает развитию исламского банкинга в России?
— Развитие исламского банкинга в РФ во многом сдерживает законодательство, отсутствие необходимой инфраструктуры, квалифицированных кадров. В совершенствование правовых вопросов уже вовлечены парламент и Банк России.
Мы надеемся, что всем вместе нам удастся придать процессу необходимую динамику. Важно, чтобы законодательство (банковское, налоговое, Гражданский кодекс) давало возможность полноценно применять инструменты исламского банкинга. Сейчас нормативно-правовая база позволяет реализовать лишь отдельные элементы сделок, основанные на принципах шариата.
Безусловно, привлечение финансирования от инвесторов стран ОИС осложняется введенными секторальными санкциями, а также низким текущим уровнем торгово-экономического сотрудничества между Россией и странами ОИС.
— Принимает ли участие ВЭБ в рабочей группе при Банке России по развитию исламского банкинга в РФ? Каких результатов в 2017 году ВЭБ ожидает от создания этой рабочей группы? Ведутся ли консультации между ВЭБом и ЦБ по развитию такого банкинга?
— Представители ВЭБа являются членами рабочей группы по партнерскому банкингу при ЦБ и рабочей группы при Совете Федерации. Например, Внешэкономбанк принимал участие в разработке дорожной карты развития исламских финансов в России.
— Ранее глава ВЭБа Сергей Горьков говорил, что продукты исламского банкинга в России по финансированию инвестиционных проектов еще не тестировались. Какие проекты по исламскому банкингу в партнерстве с ВЭБ могут быть реализованы в 2017 году? Будет ли ВЭБ участвовать в совместных проектах со Сбербанком в этой части?
— Мы координируем нашу работу со Сбербанком, у нас много общих задач, в том числе связанных с работой над совершенствованием законодательства. В декабре 2016 года в Бахрейне Сбербанк и Внешэкономбанк совместно со своей дочерней компанией "ВЭБ-Лизинг" представляли Россию на 23-й Всемирной банковской исламской конференции. Партнерство таких серьезных финансовых институтов подчеркивает важность развития исламского банкинга в России в глазах наших партнеров из стран ОИС.
— Какие продукты исламского банкинга могут быть востребованы в России?
— Внешэкономбанк, как институт развития, занимается в первую очередь поддержкой российского экспорта и содействует реализации инвестиционных проектов на территории РФ.
Мы рассматриваем возможность использования в своей работе тех инструментов исламского банкинга, которые могут быть эффективно встроены в структуру задач проектного финансирования (мушарака, мудараба, итисна), торгового финансирования (мурабаха), лизинга (иджара).