Грандиозная выставка о русском революционном искусстве открылась 11 февраля в лондонской Королевской академии художеств. Выставка "Революция. Русское искусство 1917 – 1932" продлится 17 апреля. На ней представлены более 200 экспонатов, в том числе из московской Третьяковской галереи, петербургского Русского музея и важных частных коллекций.
"Экспозиция охватывает важнейший период в истории не только России, но и русского искусства: с 1917 года, когда произошла Великая Октябрьская Социалистическая революция, и по 1932-й, когда Сталин начал жестоко подавлять авангард", — рассказала РИА Новости на пресс-показе выставки один из ее кураторов.
© РИА Новости / Мария ТабакСекция "Приветствуя вождя" рассказывает о том, как образы Владимира Ленина и Иосифа Сталина трансформируются в искусстве. Экспозицию открывает знаменитая работа Исаака Бродского "Ленин и демонстрация".
![Выставка русского искусства 1917-1932 годов в Королевской Академии художеств в Лондоне Выставка русского искусства 1917-1932 годов в Королевской Академии художеств в Лондоне](https://cdnn21.img.ria.ru/images/148743/94/1487439436_0:0:1280:960_768x0_80_0_1_affe04322f75c9a621e4eccb957cf9f6.jpg.webp)
Секция "Приветствуя вождя" рассказывает о том, как образы Владимира Ленина и Иосифа Сталина трансформируются в искусстве. Экспозицию открывает знаменитая работа Исаака Бродского "Ленин и демонстрация".
1 из 15
© РИА Новости / Мария ТабакНекоторые из работ, представленных на выставке, ранее не экспонировались в Англии.
![Выставка русского искусства 1917-1932 годов в Королевской Академии художеств в Лондоне Выставка русского искусства 1917-1932 годов в Королевской Академии художеств в Лондоне](https://cdnn21.img.ria.ru/images/148736/77/1487367783_0:0:2016:1512_768x0_80_0_1_64ca89fbac4ed5c376394b0d8f7db332.jpg.webp)
Некоторые из работ, представленных на выставке, ранее не экспонировались в Англии.
2 из 15
© РИА Новости / Мария ТабакСерия постеров Владимира Маяковского "Мы окружены врагами" особенно впечатляюще выглядит на лондонской выставке, поскольку рассказывает об "английских буржуях", наживающихся на нищих рабочих, которые рано или поздно обязательно устроят революцию.
![Выставка русского искусства 1917-1932 годов в Королевской Академии художеств в Лондоне Выставка русского искусства 1917-1932 годов в Королевской Академии художеств в Лондоне](https://cdnn21.img.ria.ru/images/148736/66/1487366699_0:0:1512:2016_768x0_80_0_1_cfe9a7cd9aeced349300b7df9f935f51.jpg.webp)
Серия постеров Владимира Маяковского "Мы окружены врагами" особенно впечатляюще выглядит на лондонской выставке, поскольку рассказывает об "английских буржуях", наживающихся на нищих рабочих, которые рано или поздно обязательно устроят революцию.
3 из 15
© РИА Новости / Мария ТабакВ секции "Светлое будущее" рассказывается об авангардистах, многие из которых вначале видели в революции возможность для художественного бунта и поиска новых изобразительных средств, а затем стали официальными художниками, одобренными Наркомпросом и лично Анатолием Луначарским.
![Выставка русского искусства 1917-1932 годов в Королевской Академии художеств в Лондоне Выставка русского искусства 1917-1932 годов в Королевской Академии художеств в Лондоне](https://cdnn21.img.ria.ru/images/148744/14/1487441430_0:0:1280:960_768x0_80_0_1_3521e96f9b64dcbd2d0b6162697faf63.jpg.webp)
В секции "Светлое будущее" рассказывается об авангардистах, многие из которых вначале видели в революции возможность для художественного бунта и поиска новых изобразительных средств, а затем стали официальными художниками, одобренными Наркомпросом и лично Анатолием Луначарским.
4 из 15
© РИА Новости / Мария ТабакХудожники русского авангарда зачастую пытались совмещать реалистический и иконописный канон. Например, это изображение Ленина весьма нопоминает иконографический тип "Спас в силах".
![Выставка русского искусства 1917-1932 годов в Королевской Академии художеств в Лондоне Выставка русского искусства 1917-1932 годов в Королевской Академии художеств в Лондоне](https://cdnn21.img.ria.ru/images/148744/02/1487440217_0:0:1280:960_768x0_80_0_1_aa4a43de89e4bcd6036e72ab492ff2d0.jpg.webp)
Художники русского авангарда зачастую пытались совмещать реалистический и иконописный канон. Например, это изображение Ленина весьма нопоминает иконографический тип "Спас в силах".
5 из 15
© РИА Новости / Мария Табак"Новый город, новое общество" - эта секция рассказывает, главным образом, о периоде НЭПа, появлении новых "буржуа", о ресторанах и рекламах того времени.
![Выставка русского искусства 1917-1932 годов в Королевской Академии художеств в Лондоне Выставка русского искусства 1917-1932 годов в Королевской Академии художеств в Лондоне](https://cdnn21.img.ria.ru/images/148744/26/1487442615_0:0:1280:960_768x0_80_0_1_152b823643ee8ddf26f6663817952396.jpg.webp)
"Новый город, новое общество" - эта секция рассказывает, главным образом, о периоде НЭПа, появлении новых "буржуа", о ресторанах и рекламах того времени.
6 из 15
© РИА Новости / Мария ТабакОтдельный зал посвящен Кузьме Петрову-Водкину, чьей кисти принадлежат портреты поэтессы Анны Ахматовой и ее гражданского мужа искусствоведа Николая Пунина.
![Выставка русского искусства 1917-1932 годов в Королевской Академии художеств в Лондоне Выставка русского искусства 1917-1932 годов в Королевской Академии художеств в Лондоне](https://cdnn21.img.ria.ru/images/148736/63/1487366380_0:0:2016:1512_768x0_80_0_1_6be2d4c9386f912fc61aca60d253e6dd.jpg.webp)
Отдельный зал посвящен Кузьме Петрову-Водкину, чьей кисти принадлежат портреты поэтессы Анны Ахматовой и ее гражданского мужа искусствоведа Николая Пунина.
7 из 15
© РИА Новости / Мария ТабакРусский авангард во всех его разновидностях стал одной из "торговых марок" России в мире.
![Выставка русского искусства 1917-1932 годов в Королевской Академии художеств в Лондоне Выставка русского искусства 1917-1932 годов в Королевской Академии художеств в Лондоне](https://cdnn21.img.ria.ru/images/148744/08/1487440859_0:0:1280:960_768x0_80_0_1_9d866fb41ae9d5ddab246874ef88d452.jpg.webp)
Русский авангард во всех его разновидностях стал одной из "торговых марок" России в мире.
8 из 15
© РИА Новости / Мария ТабакВ секции "Судьба крестьян", повествующей о положении сельских жителей, измученных коллективизацией, Гражданской войной, голодом и "пятилетками", собраны, наверное, самые пронзительные работы выставки, в том числе "Старуха-молочница" Бориса Григорьева.
![Выставка русского искусства 1917-1932 годов в Королевской Академии художеств в Лондоне Выставка русского искусства 1917-1932 годов в Королевской Академии художеств в Лондоне](https://cdnn21.img.ria.ru/images/148736/55/1487365526_0:0:1873:1362_768x0_80_0_1_2ea9b723d8578709af815e548da78143.jpg.webp)
В секции "Судьба крестьян", повествующей о положении сельских жителей, измученных коллективизацией, Гражданской войной, голодом и "пятилетками", собраны, наверное, самые пронзительные работы выставки, в том числе "Старуха-молочница" Бориса Григорьева.
9 из 15
© РИА Новости / Мария ТабакПрикладное искусство советских двадцатых сочетало в себе дореволюционное качество и техники с авангардным содержанием.
![Выставка русского искусства 1917-1932 годов в Королевской Академии художеств в Лондоне Выставка русского искусства 1917-1932 годов в Королевской Академии художеств в Лондоне](https://cdnn21.img.ria.ru/images/148736/61/1487366175_0:0:2016:1512_768x0_80_0_1_e4781562ca2dc3fe8855e173af15c2c0.jpg.webp)
Прикладное искусство советских двадцатых сочетало в себе дореволюционное качество и техники с авангардным содержанием.
10 из 15
© РИА Новости / Мария ТабакНа выставке представлен "Портрет Иосифа Сталина" Георгия Рублева, который, хотя и не задумывался как сатирический, но существенно отличался от официальных портретов вождя. О том, чтобы показать эту работу Сталину, не могло быть и речи, и картина хранилась в мастерской своего автора вплоть до смерти Рублева.
![Выставка русского искусства 1917-1932 годов в Королевской Академии художеств в Лондоне Выставка русского искусства 1917-1932 годов в Королевской Академии художеств в Лондоне](https://cdnn21.img.ria.ru/images/148736/70/1487367015_0:0:2016:1512_768x0_80_0_1_0e962918267571367a47b567dca3f9f2.jpg.webp)
На выставке представлен "Портрет Иосифа Сталина" Георгия Рублева, который, хотя и не задумывался как сатирический, но существенно отличался от официальных портретов вождя. О том, чтобы показать эту работу Сталину, не могло быть и речи, и картина хранилась в мастерской своего автора вплоть до смерти Рублева.
11 из 15
© РИА Новости / Мария ТабакСекция "Человек и машина" повествует о героях пролетариата, сила и приверженность которых поставленным партией задачам активно прославлялись в послереволюционном искусстве, а также о всесильных машинах, помогавших людям в реализации данных задач. Среди прочих работ здесь можно увидеть постер Александра Дейнеки "Механизируем Донбасс".
![Выставка русского искусства 1917-1932 годов в Королевской Академии художеств в Лондоне Выставка русского искусства 1917-1932 годов в Королевской Академии художеств в Лондоне](https://cdnn21.img.ria.ru/images/148744/21/1487442181_0:0:1280:960_768x0_80_0_1_0cfc4f097db3c25282787915231fb97c.jpg.webp)
Секция "Человек и машина" повествует о героях пролетариата, сила и приверженность которых поставленным партией задачам активно прославлялись в послереволюционном искусстве, а также о всесильных машинах, помогавших людям в реализации данных задач. Среди прочих работ здесь можно увидеть постер Александра Дейнеки "Механизируем Донбасс".
12 из 15
© РИА Новости / Мария ТабакЗаключительная часть экспозиции носит название "Сталинская утопия" и повествует о грандиозных проектах Сталина и мрачной реальности его времени. В числе экспонатов – трехминутная видеосъемка масштабного спортивного парада в Москве, принадлежащая британской рабочей театральной компании Unity Films, известной социалистическими пропагандистскими фильмами.
![Выставка русского искусства 1917-1932 годов в Королевской Академии художеств в Лондоне Выставка русского искусства 1917-1932 годов в Королевской Академии художеств в Лондоне](https://cdnn21.img.ria.ru/images/148736/74/1487367476_0:0:2016:1512_768x0_80_0_1_1a5fbbf02c2ab9fd7d3e1313b952766a.jpg.webp)
Заключительная часть экспозиции носит название "Сталинская утопия" и повествует о грандиозных проектах Сталина и мрачной реальности его времени. В числе экспонатов – трехминутная видеосъемка масштабного спортивного парада в Москве, принадлежащая британской рабочей театральной компании Unity Films, известной социалистическими пропагандистскими фильмами.
13 из 15
© РИА Новости / Мария ТабакКузьма Петров-Водкин, "У гроба Ленина". Самые талантливые из живописных работ, породивших позже канон ленинианы, явно шире и ярче этого канона.
![Выставка русского искусства 1917-1932 годов в Королевской Академии художеств в Лондоне Выставка русского искусства 1917-1932 годов в Королевской Академии художеств в Лондоне](https://cdnn21.img.ria.ru/images/148736/71/1487367196_0:0:2016:1512_768x0_80_0_1_18fb6c0a71562f586e904b11307bd237.jpg.webp)
Кузьма Петров-Водкин, "У гроба Ленина". Самые талантливые из живописных работ, породивших позже канон ленинианы, явно шире и ярче этого канона.
14 из 15
© РИА Новости / Мария ТабакВ секции "Вечная Россия" собраны "ностальгические" произведения, авторы которых либо, тоскуя, вспоминают о дореволюционной России, либо видят в современной им России черты той, прежней, отчасти воображаемой страны. Центральная картина в этом зале – знаменитые "Философы" Михаила Нестерова, на ней изображены "русский Леонардо" Павел Флоренский и теолог Сергий Булгаков.
![Выставка русского искусства 1917-1932 годов в Королевской Академии художеств в Лондоне Выставка русского искусства 1917-1932 годов в Королевской Академии художеств в Лондоне](https://cdnn21.img.ria.ru/images/148736/58/1487365875_0:0:2016:1512_768x0_80_0_1_09ef3dce57ae18aa4ea78ecfef4ba59c.jpg.webp)
В секции "Вечная Россия" собраны "ностальгические" произведения, авторы которых либо, тоскуя, вспоминают о дореволюционной России, либо видят в современной им России черты той, прежней, отчасти воображаемой страны. Центральная картина в этом зале – знаменитые "Философы" Михаила Нестерова, на ней изображены "русский Леонардо" Павел Флоренский и теолог Сергий Булгаков.
15 из 15