МОСКВА, 7 фев — РИА Новости. Выставка "Шедевры Византии", на которой представлены 18 экспонатов из греческих музеев, открылась в Третьяковской галерее.
"Это очень близкое нам искусство, потому что Русь принимает вместе с христианством традиции иконописания, храмового зодчества, язык литургического действия, язык Византии… Здесь на этой выставке мы можем увидеть небольшое количество памятников, но памятников очень ценных, очень редких — от десятого века до икон начала 16го века, когда Византия как государство уже не существовала", — сказала замгендиректора по научной работе Татьяна Карпова.
Самый ранний памятник в экспозиции — серебряный процессионный крест конца Х века с выгравированными на нем образами Христа, Богоматери и святых. Искусство XII века представлено иконой "Воскрешение Лазаря", воплощающей утонченный рафинированный стиль живописи этого времени. Как рассказала Карпова, в собрании Третьяковской галереи находится икона "Богоматерь Владимирская" этой же эпохи, созданная в Константинополе в первой трети XII столетия и затем привезенная на Русь.
Также на выставке представлены рельеф с образом великомученика Георгия со сценами жития, икона "Богоматерь с Младенцем", написанная в XIII веке предположительно кипрским мастером, двусторонний образ "Богоматерь Одигитрия, с двунадесятыми праздниками. Престол уготованный" XIV века, кацея́ (кадильница) с изображением великомучеников Феодора и Димитрия и шитый возду́х (покров) на Святые Дары. Поствизантийский период представлен тремя иконами греческих мастеров, уехавших на Крит после падения Константинополя в 1453 году.
Куратор выставки Елена Саенкова отметила, что архитектура выставки не пытается сымитировать храмовое пространство. "Первая мысль,
Куратор подчеркнула, что в их родной среде, в Византийском музее, иконы экспонируются именно таким образом, открытые с двух сторон, так как на оборотной стороне можно увидеть крест или, например, цветы. Это был один из способов их украшения.
Выставка "Шедевры Византии" располагается рядом с залами постоянной экспозиции древнерусского искусства XI–XVII веков, что дает возможность зрителю проследить параллели и увидеть особенности произведений русских и греческих художников.