МОСКВА, 6 фев — РИА Новости, Наталья Дембинская. Российских страховщиков хотят обязать использовать при ремонте автомобилей по ОСАГО только новые запчасти. А бывшие в употреблении и восстановленные детали могут оказаться под запретом. Соответствующие поправки в закон об "автогражданке" подготовил Комитет Госдумы по финансовым рынкам, сообщили 6 февраля "Ведомости".
Как пояснил изданию заммнистра финансов Алексей Моисеев, для потребителей такой подход к ремонту авто – главное преимущество натурального возмещения, которое могут ввести уже с 1 марта. Предполагается, что для легковых автомобилей физических лиц будет действовать приоритет оплаты ремонта над денежными выплатами. А вот возможность компенсации ущерба деньгами сохранится лишь в исключительных случаях.
Впрочем, с тем, насколько правильно и целесообразно предоставлять автовладельцам ремонт вместо денег, пока не разобрались. Инициатива весьма противоречивая.
Ушлые автоюристы
Страховщики объясняют: натуральное возмещение охладит пыл нечистых на руку автоюристами, выкупающих у водителей права требования по ОСАГО, и выбивающих со страховых внушительные суммы.
Но защитники прав потребителей уверены: принуждать автовладельца получать выплату в натуральной форме нельзя — это нарушит его право владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом.
"Почему я должен устранять свою неисправность не там где я хочу, а там, где хочет страховщик?", — недоумевает Игорь Пушкарь, руководитель Общества по защите прав потребителей в сфере страхования.
Критики готовящегося законопроекта опасаются: при переходе на "натуралку" есть риск того, что автомобили по ОСАГО будут чинить запчастями с авторазборок. Получается, требование об использовании только новых запчастей должно, по идее, повысить ответственность ремонтников?
Cтарый автопарк
В Российском союзе автостраховщиков (РСА) в этом сомневаются, указывая на то, что такие правила существенно ограничат количество людей, которые смогут отремонтировать свой автомобиль: cлишком уж старый в России автопарк, и запчасти ко многим видавшим виды автомобилям уже не выпускаются.
Если станция техобслуживания скажет, что не может найти запасную часть в 30-дневный срок, компенсацию выдадут деньгами.
"В результате клиент, получив эти деньги, cам пойдет ремонтировать, и поставит, может быть, даже б/у запасные части", — Уфимцев.
В целом же инициативу о натуральном возмещении в РСА считают правильной – автовладельцам наличные ни к чему.
"Вот вам страховая насчитала 100 тысяч рублей, но так как машина у вас старая – больше 5 лет, с учетом износа 50%, вам заплатят 50 тысяч. Что лучше – 50 тысяч наличными или 100 тысяч, которые страховая компания отправит на станцию техобслуживания?", — рассуждает Уфимцев.
Предложения об использовании новых запчастей не одобряет и Пушкарь из Общества защиты прав потребителей в сфере страхования.
"Картонные" запчасти
"Проследить за тем, какие именно новые детали используют СТО невозможно — на рынке сейчас огромное количество запчастей, которые лишь имитируют оригинальные и делаются из материалов, не отвечающих стандартам безопасности", - отмечает он.
"Но контролировать ситуацию можно и это незатратно, главное обсудить со страховым сообществом проблему ценообразования", - указывает вице-президент РОАД Вячеслав Жигалов.
Впрочем, по мнению Пушкаря, страховщики лукавят, и суммы, выделяемые станции техобслуживания на ремонт по ОСАГО будут мизерными.
"Понятно, что СТО будут брать самые дешевые детали, пусть и новые, потому что будут вынуждены вписаться в те деньги, которые им выплатит страховая, а эти деньги будут крайне скудны", — считает он.
В РОАД не согласны: ответственность по ОСАГО не очень высокая, и на стандартный ремонт выделяемых страховой денег хватает.
Угроза монополии
Пушкарь указывает и на то, что натуральное возмещение может не только ударить по интересам автовладельцев, но и по бизнесу станций СТО. Дело в том, что подавляющее большинство кузовного ремонта так или иначе проходит через страховые компании – в рамках ОСАГО.
Эксперт опасается: фактически страховые компании, получив право управлять этим колоссальным потоком поврежденных автомобилей, смогут объединиться и монополизировать рынок – работать с теми, кто согласится на их условия, либо создать свои СТО.
"Весь поток будет идти к "их" СТО, а те, кто не захочет играть по правилам страховщиков — делать некачественный ремонт за небольшие деньги, лишатся своей доли рынка и будут вынуждены уйти", - считает Пушкарь.
Поэтому, уверены в Обществе защиты прав потребителей в сфере страхования, нужно оставить все как есть - хочешь деньгами, возьми деньгами, хочешь сервисом – возьми сервисом.
"Официалы" одобряют
Кто, похоже, предложенные меры одобряет с любой стороны – так это официальные дилеры. Не секрет, что ремонт "у официалов" часто влетает в копеечку, и дешевле обратиться в проверенный, но неофициальный сервис.
"Бизнес всегда стремится сократить расходы, и если это стремление ничем не ограничено, то будет страдать качество. Чтобы восстановить все потребительские свойства, должны использоваться только новые запчасти", — считает Жигалов.
Похоже на то, что новые инициативы могут серьезно осложнить жизнь неофициальным конкурентам, которые в отличие от официальных дилеров могут по желанию владельца поставить годную, но не новую деталь, что, конечно, снизит для автовладельца стоимость ремонта. В РОАД уверяют: воевать с "гаражами" никто не собирается. "Если сервис может выполнять качественные работы и устанавливать качественные детали – пусть работает. Такие требования нужны, чтобы гарантировать качество этого ремонта", — заявили в Ассоциации.