Владимир Трефилов, РИА Новости
"Чумбаровкой" архангелогородцы называют пешеходный проспект Чумбарова-Лучинского, где восстановлены дома постройки конца XIX — начала XX веков. На одном из таких домов вывеска: "Приглашаем на дни открытых дверей!" Это Детская школа народных ремесел, открытая в 1990 году мастером Владимиром Бурчевским.
Ремесло пошло обратно — из города в село
"Резать можно из любого дерева, но лучше режется не пересушенное, а свежее. Оно мягкое, податливое", — рассказывает Никита, 16-летний мастер резьбы по дереву.
Обтесанную топориком заготовку мастер зажал в верстак и пробирается к контурам будущей ложки полукруглой стамеской. Завитки падают на столешницу. Продолжая "выводить" уже пологим резцом точный контур, Никита делится секретами:
"Тополь и ель не очень подходят для резьбы. Потому что тополь смолистый. Вы же знаете, если почки в руки взять, они смолу выделяют. А у ели структура очень разнослойная: одни слои — мягкие, другие — твердые, они плохо режутся".
"Владимир Николаевич создал школу в городе, а уже потом начал открывать филиалы в районах. Такой курьез: ремесло пошло из города в село, где оно считалось чем-то отмершим", — рассказывает заместитель директора школы Ирина Огородник.
В одиннадцати творческих мастерских школы представлены традиционные ремесла Русского Севера: резьба и роспись по дереву, плетение из бересты и корня, художественная резьба по кости, лоскутное шитье, вышивка и народная кукла, керамика, северное ткачество, орнаментальное вязание.
Ремесло и промысел
Илья увлекается редким делом — плетением из корня. Он использует для этого разные деревья, но сосновые корни — основной материал для его работ.
"Приезжаем на место, находим дерево или пень, который свалился, втыкаем специальный крюк в землю и "ходим" им по кругу. Когда цепляемся за корень, достаем его. Если надо — обрубаем. Потом на специальном станке снимаем верхний слой и обрезаем, чтобы легче было обрабатывать", — рассказывает Илья.
Корень сосны может храниться годами, не теряя свои первоначальные свойства. Посуда из него сохраняет или улучшает некоторые свойства хлеба, делает его вкуснее. А сами плетеные изделия могут служить более ста лет.
Чтобы освоить ремесло, надо учиться год или два. По словам Ирины Огородник, ремеслом раньше владел почти каждый мужчина и каждая женщина. А промысел — это способ заработка. Можно было наткать ткани, наплести туесов на продажу и свезти на ярмарку. Традиционно на Севере был косторезный и ложкарный промысел, роспись по дереву и набойка. Объемы производства ложек доходили до тысяч и сотен тысяч в год. Но в ХХ веке спрос на деревянные ложки, домотканое полотно и другие "промысловые" изделия стал падать из-за роста фабричного производства.
Резьба по кости
"Нас восемь в семье у родителей, и мы учимся дома. Завуч моей обычной школы посоветовал родителям вместо уроков труда водить нас, детей, в Школу ремесел. Все мои братья и сестры тут занимаются. Очень творческая у нас семья", — говорит 16-летняя Ангелина, мастер по ткачеству, обучается резьбе по кости. Она уже учится на педагога дополнительного образования. По окончании педагогического колледжа хочет вернуться в Школу ремесел преподавателем.
В Холмогорах Архангельской области (в селе Ломоносово — на родине великого ученого) еще осталось косторезное училище. Но если раньше процесс обучения занимал два года и восемь месяцев, то теперь учат всего полтора года. "Полтора года — это очень короткий срок, чтобы стать мастером, можно научиться делать только пуговицы и шпильки. Это не косторезный промысел. Он, к сожалению, на грани вымирания", — сетует Ирина Огородник.
Кстати, на обучение в Архангельск приезжают мастера из Салехарда и Якутии.
Вкус к труду прививается постепенно
"В основном на парадных полотенцах — узор, обозначающий солнце в старину. Очень много ромбов. Ромб — это засеянная земля, символ урожая. Ромбы с отростками — это засеянное поле, давшее урожай. Люди верили, что каждый знак особенный. А что людям в старину надо было? Чтобы хлеб рос, чтобы солнце землю согревало…", — рассказывает Настя.
Подобные полотенца вешали в красный угол или подавали на них каравай для важных гостей и не использовали в быту.
"Мы же говорим о том, что современные дети не любят трудиться. "Стиралка" работает, пылесос жужжит, шнурки — и те не надо завязывать, липучки придумали. Перестают работать руки, а ведь мелкая моторика помогает развиваться мозгу. Родители, которые задумываются об этом, в конце концов понимают, что детей надо приобщать к труду с малых лет", — говорит Ирина Огородник.
В школе Бурчевского есть подготовительные группы для ребят от четырех до десяти лет. Малыши четырех-пяти лет послушнее и выполняют задания лучше, чем семилетки, не капризничают. А полноценное обучение начинается с 10-11 лет.
"Ребенок должен видеть результат своего труда. В детских садах мастерят поделки и зачастую не знают, куда их деть. В этих изделиях нет элементарной пользы, только если на полочку поставить. А ребенок должен понимать: он напрял клубок — из него свяжут носки. Это результат его труда. Иначе трудолюбию не научишь. В общеобразовательной школе говорят: ребенка мы научаем учиться. Но ребенку надо привить вкус к труду", — продолжает Ирина.
Вклад в семейный бюджет
Антону 16 лет, он мастер по плетению из бересты и мастеровой по плетению из корня.
"Березу лучше искать в пролеске, потому что в березовой роще деревьям надо больше влаги, они забирают друг у друга воду и хуже растут. Бересту снимаем с живых деревьев, но дерево не умирает. В стволе есть сердцевина и луб — для питания дерева, а кора — для защиты. Если снимать немного, это не вредит дереву", — рассказывает Антон.
"Немного" — это пласты шириной 40-60 сантиметров, один процент всей площади березовой коры. Заготовка бересты — конечно, стресс для дерева, но при правильном снятии дерево не страдает.
"Хорошие работы я себе оставляю, — рассказывает Антон, — а лучшие дарю. В некоторых туесках дома лекарства лежат. А в корзинки можно конфетки положить, в солонку — соль походную, чтобы взять с собой. Иногда меня просят изделие на заказ сплести".
В школе Бурчевского детям дают и начальные экономические знания — объясняют, что такое рентабельность, трудозатраты, стоимость и спрос. Летом некоторые ученики выезжают в Музей деревянного зодчества Малые Корелы, демонстрируют свою работу и продают изделия. С родителями заключают договоры, и учащиеся своим ремеслом зарабатывают.
Секрет школы Бурчевского
Тане 16 лет, она мастер по северному орнаментальному вязанию и подмастерье по северной вышивке. Девушка учится на педагога дополнительного образования и собирается преподавать в Школе народных ремесел. Таня вышивает белые узоры на красной ткани — готовит новое изделие к конкурсу:
"Это народный календарь. По нему люди определяли праздники. Им украшали подол платья, каждый знак на календаре имел свое значение. Тут на ткани — девять календарей, они пойдут по всему подолу сарафана", — рассказывает Таня, не отрываясь от работы.
В Школе ремесел считают, что главный секрет их работы с детьми — это авторитет учителя. Если сам преподаватель трудится, то для ребенка это лучший пример. Лучшие ученики школы ездят на конкурсы, фестивали, получают премии и призы. А некоторые продолжают обучение в педагогическом колледже, чтобы вернуться в школу народных ремесел уже преподавателями.
Владимир Николаевич Бурчевский — народный мастер России, Заслуженный работник культуры России, почетный гражданин Архангельска и лауреат премии президента России в области образования. Самыми важными для себя Бурчевский называет региональную общественную награду "Достояние Севера", лауреатом которой он стал в 2009 году, и орден Русской православной церкви Святого равноапостольного князя Владимира III степени, которым народного мастера наградил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.
Сегодня в 13 районах Архангельской области работают еще 23 творческие мастерские Школы Бурчевского.