Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Ложки, туески и солонки: как работает Школа народных ремесел в Архангельске

© РИА Новости / Владимир ТрефиловПедагог мастерской керамики Школы народных ремесел Ольга Александровна Доронина с учениками
Педагог мастерской керамики Школы народных ремесел  Ольга Александровна Доронина с учениками

Владимир Трефилов, РИА Новости

"Чумбаровкой" архангелогородцы называют пешеходный проспект Чумбарова-Лучинского, где восстановлены дома постройки конца XIX — начала XX веков. На одном из таких домов вывеска: "Приглашаем на дни открытых дверей!" Это Детская школа народных ремесел, открытая в 1990 году мастером Владимиром Бурчевским.

© РИА Новости / Владимир Трефилов Пешеходный проспект Чумбарова-Лучинского в Архангельске
Пешеходный проспект Чумбарова-Лучинского в Архангельске

Ремесло пошло обратно — из города в село

 

"Красота, доброта и польза есть в каждой нашей вещи". Очерк на радио "Спутник"
4 февраля 2017, 10:00

"Резать можно из любого дерева, но лучше режется не пересушенное, а свежее. Оно мягкое, податливое", — рассказывает Никита, 16-летний мастер резьбы по дереву.

© РИА Новости / Владимир Трефилов Никита Богданов, ученик Школы народных ремесел Бурчевского и его работы: ложка с прорезной ручкой и солонка в виде уточки
Никита Богданов, ученик Школы народных ремесел Бурчевского и его работы: ложка с прорезной ручкой и солонка в виде уточки

Обтесанную топориком заготовку мастер зажал в верстак и пробирается к контурам будущей ложки полукруглой стамеской. Завитки падают на столешницу. Продолжая "выводить" уже пологим резцом точный контур, Никита делится секретами:

"Тополь и ель не очень подходят для резьбы. Потому что тополь смолистый. Вы же знаете, если почки в руки взять, они смолу выделяют. А у ели структура очень разнослойная: одни слои — мягкие, другие — твердые, они плохо режутся".

"Владимир Николаевич создал школу в городе, а уже потом начал открывать филиалы в районах. Такой курьез: ремесло пошло из города в село, где оно считалось чем-то отмершим", — рассказывает заместитель директора школы Ирина Огородник.

© РИА Новости / Владимир ТрефиловИрина Огородник - заместитель директора Школы народных ремесел Владимира Бурчевского
Ирина Огородник - заместитель директора Школы народных ремесел Владимира Бурчевского

В одиннадцати творческих мастерских школы представлены традиционные ремесла Русского Севера: резьба и роспись по дереву, плетение из бересты и корня, художественная резьба по кости, лоскутное шитье, вышивка и народная кукла, керамика, северное ткачество, орнаментальное вязание.

© РИА Новости / Владимир ТрефиловУченица Школы народных ремесел Владимира Бурчевского занимается северным орнаментальным ткачеством
Ученица Школы народных ремесел Владимира Бурчевского занимается северным орнаментальным ткачеством

Ремесло и промысел

Илья увлекается редким делом — плетением из корня. Он использует для этого разные деревья, но сосновые корни — основной материал для его работ.

"Приезжаем на место, находим дерево или пень, который свалился, втыкаем специальный крюк в землю и "ходим" им по кругу. Когда цепляемся за корень, достаем его. Если надо — обрубаем. Потом на специальном станке снимаем верхний слой и обрезаем, чтобы легче было обрабатывать", — рассказывает Илья.

Корень сосны может храниться годами, не теряя свои первоначальные свойства. Посуда из него сохраняет или улучшает некоторые свойства хлеба, делает его вкуснее. А сами плетеные изделия могут служить более ста лет.

© РИА Новости / Владимир Трефилов Илья Семёнов (слева) - ученик Детской школы народных ремесел Бурчевского работает в мастерской художественной обработки корня
Илья Семёнов (слева)  - ученик Детской школы народных ремесел Бурчевского работает  в мастерской художественной обработки корня

Чтобы освоить ремесло, надо учиться год или два. По словам Ирины Огородник, ремеслом раньше владел почти каждый мужчина и каждая женщина. А промысел — это способ заработка. Можно было наткать ткани, наплести туесов на продажу и свезти на ярмарку. Традиционно на Севере был косторезный и ложкарный промысел, роспись по дереву и набойка. Объемы производства ложек доходили до тысяч и сотен тысяч в год. Но в ХХ веке спрос на деревянные ложки, домотканое полотно и другие "промысловые" изделия стал падать из-за роста фабричного производства.

© РИА Новости / Владимир Трефилов Коллекция деревянных ложек в Детской школе народных ремёсел города Архангельска
Коллекция деревянных ложек в Детской школе народных ремёсел города Архангельска

Резьба по кости

"Нас восемь в семье у родителей, и мы учимся дома. Завуч моей обычной школы посоветовал родителям вместо уроков труда водить нас, детей, в Школу ремесел. Все мои братья и сестры тут занимаются. Очень творческая у нас семья", — говорит 16-летняя Ангелина, мастер по ткачеству, обучается резьбе по кости. Она уже учится на педагога дополнительного образования. По окончании педагогического колледжа хочет вернуться в Школу ремесел преподавателем.

© РИА Новости / Владимир Трефилов Ангелина Степанова - ученица Школы народных ремесел Владимира Бурчевского и ее косторезнные работы
Ангелина Степанова  - ученица Школы народных ремесел Владимира Бурчевского и ее косторезнные работы

В Холмогорах Архангельской области (в селе Ломоносово — на родине великого ученого) еще осталось косторезное училище. Но если раньше процесс обучения занимал два года и восемь месяцев, то теперь учат всего полтора года. "Полтора года — это очень короткий срок, чтобы стать мастером, можно научиться делать только пуговицы и шпильки. Это не косторезный промысел. Он, к сожалению, на грани вымирания", — сетует Ирина Огородник.

Кстати, на обучение в Архангельск приезжают мастера из Салехарда и Якутии.

© РИА Новости / Владимир Трефилов Ученица Школы народных ремесел Владимира Бурчевского занимается резьбой по кости
Ученица Школы народных ремесел Владимира Бурчевского занимается резьбой по кости

Вкус к труду прививается постепенно

"В основном на парадных полотенцах — узор, обозначающий солнце в старину. Очень много ромбов. Ромб — это засеянная земля, символ урожая. Ромбы с отростками — это засеянное поле, давшее урожай. Люди верили, что каждый знак особенный. А что людям в старину надо было? Чтобы хлеб рос, чтобы солнце землю согревало…", — рассказывает Настя.

Подобные полотенца вешали в красный угол или подавали на них каравай для важных гостей и не использовали в быту.

© РИА Новости / Владимир ТрефиловАнастасия Бурдуева - ученица Школы народных ремесел Владимира Бурчевского показывает полотенце с этнографическими северными узорами, которое она делает на ткацком станке
Анастасия Бурдуева -  ученица Школы народных ремесел Владимира Бурчевского показывает полотенце с этнографическими северными узорами, которое она делает на ткацком станке

"Мы же говорим о том, что современные дети не любят трудиться. "Стиралка" работает, пылесос жужжит, шнурки — и те не надо завязывать, липучки придумали. Перестают работать руки, а ведь мелкая моторика помогает развиваться мозгу. Родители, которые задумываются об этом, в конце концов понимают, что детей надо приобщать к труду с малых лет", — говорит Ирина Огородник.

В школе Бурчевского есть подготовительные группы для ребят от четырех до десяти лет. Малыши четырех-пяти лет послушнее и выполняют задания лучше, чем семилетки, не капризничают. А полноценное обучение начинается с 10-11 лет.

"Ребенок должен видеть результат своего труда. В детских садах мастерят поделки и зачастую не знают, куда их деть. В этих изделиях нет элементарной пользы, только если на полочку поставить. А ребенок должен понимать: он напрял клубок — из него свяжут носки. Это результат его труда. Иначе трудолюбию не научишь. В общеобразовательной школе говорят: ребенка мы научаем учиться. Но ребенку надо привить вкус к труду", — продолжает Ирина.

© РИА Новости / Владимир Трефилов Каргопольская игрушка. Работы учеников Школы народных ремесел Владимира Бурчевского
Каргопольская игрушка. Работы учеников Школы народных ремесел Владимира Бурчевского

Вклад в семейный бюджет

Антону 16 лет, он мастер по плетению из бересты и мастеровой по плетению из корня.

"Березу лучше искать в пролеске, потому что в березовой роще деревьям надо больше влаги, они забирают друг у друга воду и хуже растут. Бересту снимаем с живых деревьев, но дерево не умирает. В стволе есть сердцевина и луб — для питания дерева, а кора — для защиты. Если снимать немного, это не вредит дереву", — рассказывает Антон.

"Немного" — это пласты шириной 40-60 сантиметров, один процент всей площади березовой коры. Заготовка бересты — конечно, стресс для дерева, но при правильном снятии дерево не страдает.

"Хорошие работы я себе оставляю, — рассказывает Антон, — а лучшие дарю. В некоторых туесках дома лекарства лежат. А в корзинки можно конфетки положить, в солонку — соль походную, чтобы взять с собой. Иногда меня просят изделие на заказ сплести".

© РИА Новости / Владимир ТрефиловАнтон Садков, ученик Школы народных ремесел Бурчевского, с плетеной из бересты корзинкой
Антон Садков, ученик Школы народных ремесел Бурчевского, с плетеной из бересты корзинкой
© РИА Новости / Владимир ТрефиловАндреев Павел Юрьевич - педагог Школы народных ремесел Бурчевского с учениками во время занятия по художественному плетению из бересты
Андреев Павел Юрьевич - педагог Школы народных ремесел Бурчевского с учениками во время занятия по художественному плетению из бересты

В школе Бурчевского детям дают и начальные экономические знания — объясняют, что такое рентабельность, трудозатраты, стоимость и спрос. Летом некоторые ученики выезжают в Музей деревянного зодчества Малые Корелы, демонстрируют свою работу и продают изделия. С родителями заключают договоры, и учащиеся своим ремеслом зарабатывают.

© РИА Новости / Рамиль Ситдиков / Перейти в фотобанкПродажа сувениров на территории Музея-заповедника "Малые Корелы" в Архангельской области
Продажа сувениров на территории Музея-заповедника Малые Корелы в Архангельской области

Секрет школы Бурчевского

Тане 16 лет, она мастер по северному орнаментальному вязанию и подмастерье по северной вышивке. Девушка учится на педагога дополнительного образования и собирается преподавать в Школе народных ремесел. Таня вышивает белые узоры на красной ткани — готовит новое изделие к конкурсу:
"Это народный календарь. По нему люди определяли праздники. Им украшали подол платья, каждый знак на календаре имел свое значение. Тут на ткани — девять календарей, они пойдут по всему подолу сарафана", — рассказывает Таня, не отрываясь от работы.

© РИА Новости / Владимир ТрефиловТатьяна Цветкова ученица Школы народных ремесел Бурчевского показывает свою вышивку
Татьяна Цветкова ученица Школы народных ремесел Бурчевского показывает свою вышивку

В Школе ремесел считают, что главный секрет их работы с детьми — это авторитет учителя. Если сам преподаватель трудится, то для ребенка это лучший пример. Лучшие ученики школы ездят на конкурсы, фестивали, получают премии и призы. А некоторые продолжают обучение в педагогическом колледже, чтобы вернуться в школу народных ремесел уже преподавателями.

Владимир Николаевич Бурчевский — народный мастер России, Заслуженный работник культуры России, почетный гражданин Архангельска и лауреат премии президента России в области образования. Самыми важными для себя Бурчевский называет региональную общественную награду "Достояние Севера", лауреатом которой он стал в 2009 году, и орден Русской православной церкви Святого равноапостольного князя Владимира III степени, которым народного мастера наградил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

Сегодня в 13 районах Архангельской области работают еще 23 творческие мастерские Школы Бурчевского.

© РИА Новости / Владимир ТрефиловБорис Николаевич Дратованный (справа) педагог Школы народных ремесел Бурчевского проводит занятие художественной резьбы по дереву
Борис Николаевич Дратованный (справа) педагог  Школы народных ремесел Бурчевского проводит занятие художественной резьбы по дереву
Рекомендуем
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Чтобы участвовать в дискуссии
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала