Игорь Пшеничников, советник директора Российского института стратегических исследований (РИСИ), для РИА Новости
Европа напряглась. Европейские элиты, еще недавно шедшие в "светлое будущее" след в след за США, явственно ощущают, что сегодня над Европой, как дамоклов меч, повис вопрос: что будет с ЕС?
До последнего времени отношения США и Евросоюза виделись как неразделимая спайка ведущих игроков западного мира, как его военный и финансово-экономический фундамент. Но новый президент США дает понять, что Евросоюз его не интересует.
Журнал Politico, например, пишет: "В течение 60 лет НАТО и Евросоюз были сердцевиной трансатлантической безопасности и торговых отношений. Судя по интервью, которые дает Трамп, это больше не так".
"И другие страны выйдут"
В состояние паники Европу привели откровенные слова Трампа, сказанные в середине января в совместном интервью британской The Times и немецкой Bild о том, что примеру Великобритании, чьи подданные на референдуме проголосовали за выход из ЕС, последуют и другие страны Евросоюза.
"Я считаю, что будущее трудное. Люди, страны хотят собственной идентичности, и Великобритания хотела собственной идентичности… Если вы хотите знать мое мнение, я думаю, что и другие страны выйдут [из ЕС]", — сказал Трамп.
Между тем как государства Европы могут расценивать слова "я думаю, что и другие страны выйдут"? Полагаю, что на Трампа в Европе не смотрят как на гадалку, которая предсказывает будущее. Эти слова однозначно воспринимаются как свидетельство того, что новая администрация США не намерена поддерживать ЕС, не видит для него никаких перспектив и не встраивает ЕС в контекст своей политики.
А журнал Politico пишет: "В европейских столицах сегодня задают простые вопросы: Тот ли это президент, на которого можно положиться? Верен ли этот президент своему слову? Можно ли с этим президентом делать какие-то дела?"
Это убеждение усиливается тем, что Трамп демонстрирует свой интерес к отдельным странам Западной Европы — прежде всего, к Великобритании и Германии, с лидерами которых он провел переговоры в первые дни своего президентства. С британским премьером Терезой Мэй — лично, с канцлером Германии Ангелой Меркель — по телефону.
Удобный рынок сбыта энергоносителей, но не конкурент
Новый госсекретарь США Рекс Тиллерсон практически не говорит о перспективах сотрудничества США с ЕС. Он упоминает Евросоюз лишь в контексте санкций против России. Да и то в том смысле, что эти санкции не должны мешать работе совместных с Россией предприятий.
Не стоит забывать, что в числе тех, кто помогает Трампу в качестве посредника в отношениях с Россией — бывший госсекретарь США Генри Киссинджер. А Киссинджер выступает против превращения Европы в регион с мощным статусом.
Кроме того, среди идей Киссинджера была такая: преобразовать Североамериканское соглашение о свободной торговле (NAFTA), в которую входят США, Канада и Мексика, в Североатлантическое соглашение, где Мексике места уже не будет, его займет Великобритания. Цель этой рокировки — "консолидировать англо-атлантическую сферу на месте бывшего ЕС".
И НАТО тоже под нож?
А если невнимание Трампа к ЕС помножить на его заявления о том, что страны НАТО должны сами платить за свою безопасность?
ЕС и НАТО до последнего времени являлись двумя опорами одной структуры под названием "коллективный Запад". Просто членство в ЕС его странами, не входящими одновременно в Североатлантический альянс, рассматривается как то, что над ними уже раскрыт "зонтик безопасности" НАТО.
Бывший в 90-е годы министром обороны Норвегии Йорген Косму как-то заявил шведским журналистам (чему автор этой статьи был свидетелем) примерно следующее: Швеция может позволить себе быть внеблоковой только потому, что ее соседка Норвегия — в НАТО, Норвегия обеспечивает нейтралитет Швеции.
Очевидно, что НАТО ждут большие перемены, связанные с грядущим резким сокращением финансирования этого альянса со стороны США. И это лишь добавит ускорение центробежным силам в Евросоюзе. И наоборот, как в цепной реакции, развал ЕС наверняка добавит конвульсий и НАТО. Одно с другим неразрывно связано.
Создаст ли ЕС свою армию
Сегодня Трамп обесценил эти "ценности", требуя, чтобы европейцы сами оплачивали свою безопасность. Конечно, европейским столицам, которые 70 лет смотрели в рот официальному Вашингтону, это слышать оскорбительно, да и страшно — они убедили себя в "русской угрозе". Поэтому можно ожидать, что идеи Юнкера снова всплывут на поверхность, когда сокращение американского финансирования НАТО станет реальностью.
Хотя, с другой стороны, если Трамп окажется прав, и ЕС развалится, тогда и единая армия Евросоюзу точно не потребуется. Стоит лидеру "Национального фронта" Марин Ле Пен занять пост президента Франции — она, скорее всего, выведет свою страну из ЕС. Тогда ЕС уже точно рассыплется. И судьба НАТО, как сказано выше, в результате цепной реакции станет еще более неясной.
Девиз, украшающий зал заседаний Совета НАТО в Брюсселе "Animus in consulendo liber" ("В совете дух свободен"), впору будет заменить воплем с тонущего корабля: "Спасайся кто может!" Хотя Россия никому не угрожает.
Купить билет на "Титаник"
В Болгарии недавно к власти пришел национально настроенный президент Радев — и только потому, что за него голосовали местные русофилы, выступающие за выход Болгарии из ЕС и НАТО. В странах — претендентах на вступление в ЕС политические очки набирают евроскептики. Взять хотя бы Молдову.
И только лишь персонажи, неспособные предложить либеральному Западу ничего, кроме своей русофобии, — типа Порошенко на Украине или Джукановича в Черногории — продолжают рваться за билетом на терпящее катастрофу судно.